В прошлый раз мы рассказали о трамвае на Подол. Но мало кто знает, что у этой линии было неожиданное продолжение.
Эта история началась в 1903 году. Принадлежавшие Черниговской губернии слободки – Никольскую и Предмостную (ныне Гидропарк), а также дачный поселок Дарницу – земство хотело соединить с Киевом электрической железной дорогой. Население пригородов быстро росло, ходившие раз в час дачные поезда не справлялись с потоком. Однако «Товариществу киевско-броварского электрического трамвая с веткой в урочище Дарница» начать строительство так и не удалось. В 1910 году инженер Валерий Тимченко получил концессию на устройство трамвайной линии вдоль шоссе Киев-Бровары. Строительство было нешуточным: помимо собственно колеи, велись работы на набережной, была расширена дамба на Предмостной слободке, выпрямлена дорога на Дарницу. Первые вагоны на 15 пассажиров заказали в Лондоне. Одноколейную дорогу с разъездами испытали в декабре 1911 года, а регулярное движение по маршруту Дарница – слободки открылось через несколько месяцев. По линии курсировали три вагона с прицепами. Одновременно по правому берегу ходили трамваи линии В – от Почтовой площади до тупика перед строящимися на Николаевском цепном мосту трамвайными путями; с берега на берег путники переправлялись паромом. Когда мост достроили, по нему сразу же проложили рельсы, и линию В продлили – сначала до Никольской слободки, потом до Дарницы. В Никольской слободке начинался маршрут №23, по которому 12 автодрезин и 8 прицепов возили пассажиров и грузы сначала до ст. Быковня, а с 1913 года — в Бровары. Надобность была, конечно, не только гражданская: бензотрамвай возил в летние лагеря и на стрельбы артиллеристов. Общая длина маршрута впечатляла – 18,1 км, дорога занимала около двух часов. Трамваи ходили редко и сообщали о своем прибытии оглушительным трезвоном. Стоимость билета в те времена определялась количеством участков, поэтому проезд до Броваров должен быть довольно дорогим, однако летом вагоны были забиты дачниками и военными. Линию обслуживало построенное в районе нынешней станции метро «Левобережная» Слободское депо, где были устроены автомастерские и гараж с хранилищем бензина.
В 1920 году отступающие польские войска взорвали Цепной и Русановский мосты, а пожар в гараже уничтожил почти весь подвижной состав. Движение восстановили только в 1925 году по отстроенному мосту, носившему теперь имя Евгении Бош. Тогдашний парк состоял из 10 автодрезин, переоборудованных из грузовиков бучанского торфопредприятия, и 10 прицепов к ним. Но к этому времени правобережный трамвай начали активно электрифицировать, и 1 апреля 1926 года новый, уже полностью электрический маршрут №14 соединил Почтовую площадь с Никольской слободкой, при этом были выделены бензомоторные маршруты №15 (Никольская слободка-Дарница; 4,2 км) и №16 (Никольская слободка-Бровары; 13,7 км).
Уже в 1932-1933 гг. вместо автодрезин в Дарницу начали ходить вагоны пульмановского типа. В ноябре 1934 года завершилась электрификация всей трассы, и новый маршрут №23 соединил Никольскую слободку и Бровары. Но линия оставалась одноколейной, из-за чего трамваи могли стоять на разъездах (их было три – Шелкострой, Быковня и Старододуб) и по полчаса. Из-за большой востребованности, в 1938 году открылся ночной маршрут Бровары-Житний рынок.
В 1941 году история левобережного трамвая прервалась. Отступающие части Красной армии взорвали мост им. Бош, а немецкая авиация разрушила Слободское бензотрамвайное депо. Большая часть рельсов пострадала так, что восстановить их в военное время было совершенно невозможно. После войны ангары депо реконструировали. В них оборудовали кожвендиспансер, а на месте въезда построили жилой дом. Когда в 1960-х годах строился мост Метро, ни о каких трамваях на бензиновой тяге речь уже не шла.
Текст: Марина Комиссаренко
При написании материала были использованы книги «Электротранспорт України» С.Тархова, К. Козлова, А. Оландера и «Трамвай на улицах Киева» Д. Ермака, которым автор выражает глубочайшую признательность. Фотографии из фонда Киевского музея истории транспорта.