Самому знаменитому и самому именитому художественному ВУЗу – ВХУТЕМАС (Высшим художественно-техническим мастерским) этой осенью исполняется 100 лет. Работать ВХУТЕМАС начал еще прежде, чем вышел декрет Совнаркома о его учреждении (декрет вышел 25.12.1920). История ВХУТЕМАС была короткой: в 1927-м он был переименован во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), а в 1930-м расформирован. Но за эти 10 лет Свободные мастерские смогли создать легенду и традицию. В разные годы на живописном факультете преподавали А.А.Веснин, А.Д.Древин, В.В.Кандинский, И.В.Клюн, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Н.А.Певзнер, Л.С.Попова, А.М.Родченко, Н.А.Удальцова, Р.Р.Фальк, А.А.Экстер; на производственных факультетах – В.Е.Татлин, Л.М.Лисицкий, В.Ф.Степанова. Часть педагогов входила в рабочую группу Лефа.
ВХУТЕМАС был школой и лабораторией левого авангарда, он прекратил свое существование, как только новая власть перестала нуждаться в поддержке революционных художников и развернулась в другую сторону.
К юбилею в издательстве «Бослен» вышла книга, вернее 2-хтомное справочное собрание, посвященное Полиграфическому факультету: с историей, биографиями и каталогами.
ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. Полиграфический факультет. 1920—1930. Преподаватели. Студенческие работы. Коллективные работы выпускников». Courtesy издательство «Бослен», 2020.
Уже сама реформа художественного образования, проведенная … в первые послереволюционные годы, была попыткой выбора пути развития художественной педагогики. Первым ответом на поставленные временем проблемы стало стремление разрушить существовавшую прежде систему, основанную на нормативных методах академического и ремесленно-технического образования, — опыт создания Свободных художественных мастерских, объединявших по типу ренессансной мастерской в едином творческом процессе художника-мастера, подмастерьев и учеников. Вслед за первым очень скоро последовал противоположный ответ, выражением которого явилось создание ВХУТЕМАСа как педагогической системы. Это уже была акция, направленная на нейтрализацию индивидуальных, эмпирических, «субъективных» (как их тогда называли) методов художественной педагогики. С первых же шагов ВХУТЕМАСа в его стенах начали звучать идеи новой объективности творчества и преподавания. Существенно, что они сразу же были поставлены в связь с потребностями производства.
Однако на Полиграфическом факультете, который первое время назывался Печатным и с самого начала причислялся к производственным, об объективных методах в их новой трактовке сначала не было и речи. Несмотря на решительность лозунгов, выдвигавшихся при создании факультета, в основе его лежали не только материальная база, но и традиции Графических мастерских Строгановского училища.
Традиции Строгановского и других промышленно-художественных училищ сводились прежде всего к обучению ремеслу — ручным графическим техникам (фотомеханике, хромолитографии, гравюре на камне, фотографии, офорту, гравюре на дереве, литографии, наборному делу, фототипии). Это была школа московской высококачественной репродукционной графики предреволюционных лет, где ценилась массовая тиражная продукция, а не отдельный уникальный лист. Показательно, что при высоко котировавшейся стилистической эрудиции … и не менее культивируемом качестве исполнения здесь не было яркой, полемически утверждавшейся определенности художественных установок. Напротив, было безразличие ремесленного традиционализма. Художественным кредо Строгановки, как и училища технического рисования бар. Штиглица, на протяжении десятилетий была эклектика — своеобразный художественный позитивизм.
Это педагогическое наследие оказалось в руках художников, обладавших яркой творческой индивидуальностью, совершавших свой путь в искусстве в динамичных условиях тогдашней художественной жизни — в борьбе творческих групп и течений, активизации стилеразрушающих и стилеобразующих процессов. Творческая жизнь художников-педагогов, организаторов Печатного факультета, шла в русле художественного подъема печатных техник, превращения их из второстепенных репродукционных процессов в самостоятельные и самоценные графические жанры. «Происходило, — пишет Е. Ковтун, — размежевание искусства гравюры и полиграфии, чтобы спустя два десятилетия вновь объединиться на новой, уже художественной основе (книжные работы Фаворского, Кравченко и др.)». Именно в таком качестве, «возродителей» и реформаторов, выступили еще в предреволюционные годы ведущие мастера графики — организаторы факультета В. Масютин, В. Фалилеев, И. Павлов и др.
В столкновении перешедшей из Строгановки смиренной установки на безличное ремесло и всеядность эклектики с собственными, отчетливо выявленными творческими устремлениями заключалось первое в интересующем нас аспекте противоречие будущей школы графики и полиграфии. Организация Печатного факультета в стенах вуза, еще не сформировавшегося вполне, но уже выдвинувшего новые, производственные цели и идеи создания новых педагогических методов, несла в себе второй конфликт, второе противоречие. Печатный факультет в системе ВХУТЕМАСа сразу же отнесли к производственным. Однако концепция «промышленного», «технического» направления, шедшая от старой школы, отнюдь не совпадала с формировавшейся концепцией «производственного искусства», столь ярко проявившейся во ВХУТЕМАСе начала 1920-х годов.
Имманентное развитие Печатного факультета шло по линии перевода ремесленно-прикладнической традиции в русло школы книжного мастерства, постепенного превращения этого факультета в Художественно-полиграфический. Именно на это были направлены усилия педагогического коллектива, особенно в первой половине двадцатых годов.