Тема 58-го Венецианского биеннале современного искусства «Чтоб вы жили в эпоху перемен» (куратор Ральф Ругофф). Состоится оно в мае 2019-го, и Украина представит свой проект в юбилейный 10-й раз. Вся эта недолгая украинско-венецианская арт-история помнит множество скандалов. Нынешний – не первый, и даст бог, не последний.
Итак, как стало известно после прошедшей 15 ноября в «Укринформе» пресс-конференции, представлять Украину в Венеции будут молодые художники-акционисты из Львова «Открытая группа» с проектом «Падающая тень “Мрії” на сады Джардини». «Это проект, который состоит из нескольких частей, и первая из них – это пролет крупнейшего грузового самолета в мире над садами Джардини и возвращение в Украину. … Самолет «Мрия» на несколько секунд бросит тень на сады Джардини, а все, что останется после пролета – миф о тени [самолета над садами] Джардини – будет показано на выставке в павильоне в течение шести месяцев». Таким образом, по мысли создателей проекта и их кураторов, «сам пролет огромного украинского самолета и репродукция мифа вокруг него станет наполнением украинского национального павильона на Венецианской биеннале».
Главное достоинство этого креатива, вероятно, в том, что он дорогой и патриотический: действительно, самый большой в мире самолет призван напомнить робким венецианцам, в тени какого культурного гиганта они играют в свои игры, и весь последующий год они будут вспоминать об этой грандиозной тени. А главная проблема этого креатива не только в том, что он дорогой, – он практически неосуществим (так полагает культурное сообщество): Венеция должна для этого открыть свое воздушное пространство и позволить огромному самолету пролететь на невозможной для таких самолетов и в таком пространстве высоте. И при этом отбросить тень, но…
Евгений Карась: Проблема в том, что «тени» не может быть ни при каких обстоятельствах с физической точки зрения. На этом всё! И нужно думать, как это обыграть. Но, тени не будет. Тогда вопрос. Нужен ли в таком случае самолет?
В конкурсным протоколе оговорено, что коль скоро проект-победитель по каким-то причинам не сможет быть осуществлен, в Венеции будет представлен проект, занявший второе место, и это «Голоса любви» Арсена Савадова. Это сиквел одноименного видео-арта, отснятого Савадовым и Сенченко в 1994-м на крейсере «Сагайдачный». В новых «Голосах» Савадов намерен «реконструировать приезд Мэрилин Монро в Северную Корею в 1954 году», после которого по легенде американские военные перешли в наступление и переломили ход войны. В проекции Донбасс и ВСУ, съемки проходили на линии фронта. В роли Мэрилин экс-солистка российской Госдумы Мария Максакова и El Кравчук. Можно говорить, что это самоповтор, хотя это «очень-савадов», с его выпирающей телесностью и провоцирующей вульгарно-громоздкой эротикой. И при всем при том, это история, – в том смысле, в котором Савадов – классика украинского совриска.
Александр Ройтбурд: Арсен Савадов гений. Даже его банальности – банальности гения. Даже его проколы – проколы гения, даже его ошибки – ошибки гения. … Савадов что-то не так сказал про великана и гномиков. Открытая группа не гномики, они правильные художники, но Савадов – да, великан. Даже в своем песдоватизме – все равно великан. Все мы вышли из савадовской шинели.
Конкурсная комиссия предпочла «Голосам» из 90-х «большую украинскую Мрию» «Открытой группы». Для Савадова это стало, по всему судя, неожиданностью, он не сдержался и был, скажем так, неполиткорректен. Но метафорический итог «венецианского скандала» предсказуем: это похороны 90-х и очередное «сбрасывание классиков с корабля современности».
Поучительный кейс этой истории, кажется все же в том, что она – история – повторяется, и разве не эти же самые классики в свое время заявляли (вернее, цитировали Илью Кабакова): «в будущее возьмут не всех». Теперь, когда они стали классиками, пришли новые молодые и наглые, теперь в будущее не берут трансавангард 90-х.
Алиса Ложкина: Весь мой фейсбук пламенеет радостными возгласами о похоронах 90-х. Младшее поколение как прорвало, всех разрывает от радостного ощущения, что, наконец, пробил час нашей мрии. Все хором поносят трансавангард, призывая сбрасывать Новую волну с корабля современности. Все это было бы хорошо и допустимо при одном условии. Если бы, действительно, был корабль. Или музей. Недавно я участвовала в исследовательской программе для одного крупнейшего мирового музея. Мы пытались понять, как можно представить украинское искусство последних четырех-пяти десятилетий как целостный феномен. Так вот, дорогие ненавистники 90-х, можете радоваться еще сильнее. Кроме пары хороших, но очень фрагментарно отражающих ситуацию работ из коллекции Пинчука, которые он купил, пока не переключился на истерическое приобретение Херстов, в Украине нет практически ничего. Большая часть трансавангарда безвозвратно утеряна. И не только трансавангарда. Если сегодня задаться целью сделать серьезную выставку украинского искусства последних нескольких десятилетий, то провести ее можно только в виртуальном пространстве. Тень мрии – это история украинского искусства, которое вроде бы было, а вроде бы и нет. Я не оправдываю Савадова и не призываю пересматривать результаты конкурса. Я люблю его и как художника, и как человека, но справедливость превыше всего. Просто перед тем, как вытирать о него ноги, подумайте, что завтра это же случится с вами. Такова, увы, логика истории украинского искусства, которое есть территория перманентного разрыва.