Архитектор Борис Ерофалов и часть четвертая плана, она о том, что необходимо сделать, чтобы город вернулся в гуманитарное состояние.
Мы изучили три предварительных пункта: санитарную часть, организационную и панорамную реформу, когда на город стоит посмотреть издали, как на пейзаж. Возвращаемся в город, нас интересуют его пешеходы.
Первый пункт: нам нужны новые пешеходные площади и скверы. Я говорю об исторических площадях в жанре «агора», на которых собираются горожане. Тусуются, общаются, покупают ненужные вещи. Все эти функции сейчас загнанны в странные подземные рукава, проезды, перекрываемые транспортные развязки. В Киеве есть традиционные, исторические пешеходные площади. Их мало, их можно пересчитать на пальцах одной руки. Самая старая – Контрактовая площадь – это просто римский форум Азагария. Это четыре въездные площади города Ярослава: Львовская, Площадь Лядских ворот (Майдан), с запада и востока площадей у Золотых ворот не осталось, но есть внутренние площади – Софийская и Михайловская. Все.
Все остальное, называемое площадями – антигуманные пространства, транспортные развязки.
Оставив однажды автомобиль на СТО, я шел на Байковое, к маме, пешком. От метро «Дворец Украины» на кладбище, на обратном пути прошел к Лыбедской площади. Я устал и оглядывался по сторонам в поисках скамейки и передышки. На так называемой «инфраструктурно значимой» площади нет ни одной скамейки. Простому пешеходу переместиться из пункта А в пункт Б на этой площади и на этом отрезке города невозможно.
Пункт номер два: нам нужны открытые улицы. Улицы Крещатик и Сагайдачного в выходные не перекрывать, ибо они – артерии. Из-за недостатка пешеходных пространств городские власти прибегают к простым мерам – по выходным машин (вроде) меньше, и они отсекают главные транспортные артерии, и запускают в это пространство людей. Люди там празднуют шарики, жлобство и музыку Поплавского. А что такое украинская архитектура? Это музыка Поплавского, застывшая в камне. Они ее празднуют, это непереносимо. Представьте, вам говорят: «не дыши, ведь выходные!» Этого делать нельзя, необходимо создать нормальное регулярное обустроенное пространство для людей. А дороги стоит перекрывать только в экстренных случаях, для инаугураций, раз в пять лет.
Пункт номер три «гуманизация кварталов» о чувствах человека, который, как в греческом городе, перемещается пешком, и хочет чувствовать себя комфортно. В Киеве он попадает в ловушку. Ходит по транспортным, автомобильным артериям. Хотя киевские кварталы столетней давности живописны, гуманны, их можно было бы замечательно использовать не просто для распития напитков под гаражами и сараями. Об этом рассуждали многие архитекторы, начиная с (здесь можно ставить многоточие, их действительно много) и заканчивая архитектором и коренным киевлянином Вадимом Жежериным. Жежерин предлагал расчистить дворовые пространства, убрать бедные советские сараи и поздние брежневские гаражи. Сделать (как на Липках) кварталы с внутренними проходами, фонтанами.
В парижских дворах кипит жизнь: магазинчики, кафе, фонтаны, – это живое пространство обустроенное людьми, вк котором приятно находиться и там ходят пешком. Я предлагал это сделать на конкурсе «Дублер» – это конкурс на старый квартал Крещатика, от улицы Богдана Хмельницкого до Бессарабки. Предлагался дублер Крещатика – атриумный, пешеходный, сейчас это все приватизированно, ничего сделать нельзя. Плуг увязнет тут на первом шаге пахаря.
Около двухсотое киевских центральных кварталов заражены этой болезнью, а могли бы стать полноценным, живым телом города.
Это большая задача, никто ее даже не ставит.
Пункт четыре «Проект 1944 года». Шла война, проект назывался «Об устройстве пешеходных трасс с механизированными подъемниками для центра Киева». Нарисовали его архитекторы Виктор Андреев и Иван Таранов из московского метропроекта. Это сокрушительный, прекрасный проект, около 20 эскалаторных, травелаторных и лифтовых подъемников. А также мосты над совершенно очевидными вещами, как, например, мост от Купеческого собрания на Владимирскую горку или мост через Днепр от того же Купеческого собрания. Из всех 25-30 точек реализовано одно: пешеходный (парковый) мост через Днепр, осколок этого проекта. Даже линия подземного перехода (сейчас сказали бы «травелатор») от площади Сталина (Европейской) до пешеходного моста была предложена и обсуждена в военные годы. Это фантастический проект, он остается современным и сейчас. Место, в котором мы сидим, Дом архитекторов, сообщалось с Крещатиком точно таким же путем, вот здесь был эскалатор и был широкий переход с холлом и выходом на Крещатик. Все это осмыслено, нарисовано, реалистично, все это современно и правильно. Ничего не сделано.
Мы это опубликовали в книжке Kiev Otherwhere в 2013 году. Международный конгресс архитекторов в Дурбане, у которого была тема Architecture Otherwhere – архитектура, которой нет, потому что Африкой мало кто занимался из продвинутых архитекторов. D этой книге показано много не реализованных проектов или того, что было и не осталось, но вполне могло бы работать.
Возвращаемся к пешеходной теме, пункт пятый – пешеходные мосты для Киева. Необходимо разработать и реализовать программу строительства пешеходных мостов между историческими горами и бастионами (через Крещатик, Глыбочицкую, бульвар Дружбы народов, Лаврскую, Петровскую улицы, Кудрявский спуск, улицу Мечникова…..).
Мы можем это наблюдать во всяких подозрительных странах вроде Лихтенштейна, или в чешской Праге. Когда есть вздыбленный рельеф, особенные территории и между ними устраивают дополнительную коммуникацию, и город становится более плотным, оживленным, и выходит из состояния rural, когда город утопает в состоянии сельской, природной первозданности. Нет, мы можем бегать по горам.
Но вот сделан мостик перед Октябрьским дворцом к гостинице «Украина», своем недавно, каких-то 15 лет. И во-первых, такой мостик – это несложно. Во-вторых, это никому не мешает. В-третьих, это облегчает коммуникацию и в-четвертых, это украшает пейзаж. В-пятых это необременительно для казны, и это очень полезно для городской коммуникации и городской эстетики. Почему это не делается? Это тело города, которые нужно использовать, прокламировать и так далее.
Пункт шестой – преодоление высоты. Запустить программу строительства лестниц, эскалаторов и лифтов, их нужно не меньше полусотни, чтобы сделать доступными Днепровские склоны, бастионы Новой Киевской крепости, исторические киевские горы (Щекавицу, Печерский горы, Детинку….). Некоторые лестницы существовали уже в XVIII-м, XIX-м и даже в середине XX-го века. Например, лестница с Гончаров к месту «откуда есть пошла земля русская», к Историческому музею, была сложена не то в 1930-е, не то в послевоенные годы. Сейчас там деревянная дубовая лестница, которую много раз крали. Была лестница, мало кто ее знает, крутая в прямом и переносном смысле слова, – с улицы Нижнеюрковская на верхушку Щекавицы при слиянии Лукьяновской и Олеговской. Ее перепад метров 40. Сейчас туда отваливают грязный снег и мусор.
Седьмой пункт о непрерывности. Киев (как целое) важно связать непрерывной пешеходной (велодоступной, доступной для мам с колясками…) аллеей надднепровскую кромку (от Мостицкой до Мышеловки, через Кирилловскую гору, Юрковицу, Щекавицу, Замковую, Андреевскую, Владимирскую горку, Городской сад, Мариинский парк, лавру, Новый ботанический сад, Зверинец). Эта мысль была заложена в последнем советском генплане 1986 года по поводу основных транспортных артерий. Этот план делал Николай Мефодиевич Демин, и заложил основную ось развития Киева параллельно Днепру. Набережное шоссе уже тогда захлебывалось от нагрузок. Киев очень зависим от оси Днепра, та же проблема относится к пешеходному освоению Киева. Это физически ощутимо, когда мы идем от филармонии к Мариинскому дворцу, к Арсенальной, к Лавре. Потом этот кусок удивительным образом обрывается. На севере он прерывается Владимирским спуском, мы не можем выйти на Владимирскую горку, хотя мостик рисуется уже 100 лет. И прерывается на юге – переход к новому Ботаническому саду. В 1953 году рисовалась арка, проект монумента к 300-летию воссоединения Украины с Россией. На одном берегу стоял Ленин на горе. На другом – Сталин на горе. Посреди – триумфальная арка, соединяющая мостами берега. Бульвар назывался Дружбы народов, и с тех пор он так и называется. Когда его проложили после войны он назывался странно: «Автострада».
Градостроительно эта мысль не закончена, движение не окончено, и хорошо бы его окончить.
Моя мысль проста: должна быть пешеходная доступность минимум от Кирилловских высот до нового ботанического сада. Можно будет идти по высокому берегу Днепра, и смотреть на восход и Левый берег. Это понятная гуманная задача, которую никто перед архитекторами не ставит.