В киевской галерее Art 14 открылась выставка львовского фотохудожника Михаила Французов, она называется Indigoterra.
Это новый проект автора, созданный в последние годы, после длительного перерыва в творчестве. Море, созерцательность, туманы, люди, яркие пятна света и цвета – узнаваемый почерк Французова. Он начинал работать в 1970-е, с аналоговой пленкой. Работать с цифрой для него было определенным этапом. Его яркий (но и меланхоличный), безумный (но и медитативный) анилиновый цвет играет в фотографии разные роли: анилин работает как камертон, задает ритм и смысл, оживляет, расцвечивает собой действительность; как гротеск – создает спецэффекты реальности.
Создатели выставки – Екатерина Борисенко и Глеб Вышеславский говорят, что эта экспозиция была быть может, самой кропотливой в развеске: «Михаил Французов мыслит сериями, как художник. Мы так и развешивали – отдельными блоками-высказываниями – «O-zero», «Туманы», «Отдых», «Анилин». Для афиши мы выбрали фотографию,наиболее выражающую настроение и название Indigoterra».
Сам Михаил Французов определяет свою «Индиготерру» как результат поисков:
Меня всегда прельщала в фотографии возможность активного вмешательства в позитивный процесс изменения реальности.
Мне был не интересен факт фотографии самой по себе – допустим, журналистской фотографии.
Аппарат ведь прост, он дает весь кадр, целиком, рассчитывать на то, что зритель увидит твое состояние, восприятие – не приходится.
Я старался подвести зрителя к тому, что меня волнует, активно участвовал в позитивном процессе. Когда была пленочная химия и механика, я печатал, руками менял тональность, тайнодействовал руками – закрывал, высветлял, затемнял…. руки испортил проявителями. Это был один из этапов поиска.
Потом я увидел фотографии, раскрашенные анилином. Они были двух направлений – одни просто имитировали цветную фотографию, брали черно-белую и раскрашивали ее, целиком. Другие – дорисовывали отдельные детали: сердечки, голубков. Эта наивность, нарочитость, кичевость вмешательства меня и заинтересовала.
Потом увлекся виражами – это предание черно-белому изображению какого-то одного цвета, это делалось химически, менялась соль (например азотнокислого серебра на другую, которая имела какой-то цвет). Самый популярный (и простой) был коричневый вираж. Я перепробовал все цвета, включая красный и желтый. Больше всего мне понравился синий – он добавлял контраст и усиливал детали.
Потом я коротко прошел все приближения к графическим техникам, но они уводили от самой фотографии.
Мне понадобилось несколько лет, чтобы я смог перейти к цифровой фотографии, понять, как могу использовать ее возможности. Анилин, кичевую раскраску, момент, который создает видимость выхода, «портала» между реальностями. Всплеск, который дает возможность не просто кадра.
Надеюсь, что еще не вошел в позицию классика. Когда один из моих друзей сказал «Миша нашел свою нишу», – я с одной стороны порадовался рифме, с другой – не думаю, что останавливаюсь, ищу свои приемы дальше.
Я люблю пограничные моменты света: послегрозовое солнце, солнце на закате, или утреннее солнце в тумане. Я люблю, когда в кадр попадает свет солнца и «работает» свой светлый авторитет.
Я получил в руки прием, и помогаю солнцу своим авторитетом.
- Что: выставка фотографий Михаила Французов Indigoterra
- Когда: 26 октября-3 декабря; 12:00-19:00
- Где: Михайловский переулок, 14