Выставка «Парадный портрет», проведенная ЦСИ «Белый Свет» в рамках Kyiv Art Fair, завершилась, создав повод к размышлению.
Проект был запущен галереей в прошлом году. Художники сами решают, кого изображать, никаких требований, исторически предъявляемых к парадному портрету (конь, белые лосины, орденская лента), здесь, конечно, нет, а понятие «парадность» трактуется очень широко.
В выставке приняли участие восемнадцать художников: Матвей Вайсберг, Владислав Шерешевский, Петр Бевза, Петр Лебединец, Влад и Дмитрий Крышовские, Андрей и Никита Цой, Ирина Вештак-Остроменская и другие.
Матвей Вайсберг показал очень сдержанный, классический портрет сына, Егор Анцыгин – работу «Портрет группы «Хамерман Уничтожает Вирусы». И так, пожалуй, можно обозначить полюса интерпретаций этой самой «парадности», потому что Симон Вайсберг – приличный мальчик, а «хамермановцы» бегут нагишом прямо на зрителя. Впрочем, они так и выступают, нагишом, кого сейчас этим удивишь.
«Незаконченный» Владислава Шерешевского – портрет новоиспеченного президента, который действительно изображен незаконченным, так что портрет больше похож на заготовку, эскиз настоящего парадного портрета, до которого еще нужно дорасти. Автор к тому же устроил перформанс – спрятался за большим полотном и качал его из стороны в сторону, «раскачивая власть». В этом весь Шерешевский – стремительно реагирующий на происходящее, ироничный до сарказма, джокер украинского художественного пространства, чертик из табакерки.
И это, кажется, самый интересный момент не только выставки, но и всего проекта «Парадный портрет», который был придуман не только для «порисовать», но и для «поговорить». О том, что такое парадный портрет сегодня, о том, кто достоин изображения, а кто может через несколько лет (месяцев) отправиться в корзину, о героях, о временщиках во власти и о свободе художника. Ну и о реакциях непримиримого зрителя, конечно.
Текст: Марина Полякова