Как застраивалось и переименовывалось Саперное поле
Наверное, очевиднее всего новая историческая политика – та, что заявляется в городской топографии, – дает о себе знать в пространстве относительно недавней советской застройки. Речь об улицах и бульварах, проложенных в 50-60-е годы прошлого века и тогда же получивших свои имена.
Но и тут есть свои нюансы. Так скажем бульвар Леси Украинки фактически был застроен в конце 1950-х, назывался поначалу Печерским, нынешнее название получил в 1961-м, и вряд ли когда-нибудь название свое поменяет: в каноне украинской классики серьезных революций не предвидится, и в том, что от Бессарабки вверх с одной стороны уходит бульвар Шевченко, а с другой – бульвар Леси, есть своя логика.
Но гораздо интереснее то, что произошло с улицами, которые спускались от бульвара вниз, на бывшую Красноармейскую (ныне – Большую Васильковскую). Видимо, по военной инерции (здесь было Саперное поле, крепостные валы, госпиталь и казармы) вновь застроенным советским улицам присваивали имена героев войны – Гражданской и Великой Отечественной. Так длинная улица, которая в 1961-м стала продолжением Новогоспитальной, а исторически называлась Прозоровским шляхом, стала улицей Щорса – того самого красного командира, который волею Сталина и не без помощи Александра Довженко и Виктора Петрова сделался «украинским Чапаевым». Теперь она, разумеется, называется иначе, причем тут именно что обратная инверсия: «красного героя» Щорса заменил Евген Коновалец, полковник УНР, глава Провода украинских националистов, участник той же войны, но воевавший с другой стороны и убитый НКВДэшником Павлом Судоплатовым в 1938-м.
Улица параллельная, но начинающая свой спуск за площадью Леси Украинки через Саперное поле до самой Лыбедской, была в свое время переулком и называлась Боенской (но не в честь боев, а в честь городской бойни, которая там находилась). Она опять-таки стала расширяться и застраиваться в начале 1960-х и тогда была названа именем Ивана Кудри, чекиста и провокатора, – историки полагают, что это на его совести взрыв Крещатика и Успенского собора Лавры. В 2018-м году по предложению президента Петра Порошенко была переименована и теперь носит имя Джона Маккейна, американского сенатора, героя войны и большого друга Украины.
Дальше – больше. К улице Ивана Кудри в свое время примыкала улица Патриса Лумумбы, африканского коммуниста и любимца кремлевских кукловодов. Теперь она носит имя папы Иоанна Павла II, и в свою очередь примыкает к улице Ежи Гедройца – еще одного великого поляка, но светского – основателя и главного редактора парижского журнала «Культура».
Такая вот новая историческая политика.