Детские сады Киева
Детсад – для кого-то он был узилищем с ненавистной манной кашей и ледяным металлом горшка, для кого-то личным золотым веком. Кого-то родители в детсад вообще не отдавали, избегая дурных влияний, но главное, что у взрослых имелся выбор: сдать дитя в сад или воспитывать дома. И это, несомненно, большое социальное достижение, за которое пришлось побороться.
Чеканный профиль Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля (1782–1852) ничего хорошего не обещает, а между тем именно Фрёбель был немецким педагогом-новатором, изобретателем Kindergarten, и создателем новой педагогической системы.
В 1907 году в Киеве был основан Фрёбелевский институт – сначала он находился на Большой Житомирской, 34, позже переехал на Фундуклеевскую, 51, в здание бывших Высших женских курсов. В нем в течение сначала двух, а позже трех лет за померные деньги подготавливали интеллигентных женщин-педагогов – фрёбеличек или же садовниц – для работы с дошкольниками.
Программа обучения включала философию, биологию, педагогику, гигиену, ручной труд и другие дисциплины, а практиковались фрёбелички в опытном детском саду. Кстати, при институте садов было два – народный бесплатный и платный для обеспеченных родителей. Сады для малообеспеченных детей были в окраинных районах: на улицах Самсоновской (ныне Глебова), Юрковской, Введенской, на Еврейском (Галицком) базаре.
В 1908 году было создано Киевское фрёбелевское общество содействия делу воспитания, председателем которого являлся психиатр Иван Сикорский (отец авиаконструктора Игоря Сикорского. Добавим, что в городе также действовали Общество дневных приютов для детей рабочего класса (с 1874 года) – звучит сурово, но для работающих женщин, которых становилось все больше, эти заведения были спасением, Киевское товарищество содействия воспитанию и защите детей (с 1899-го), Киевское общество народных детских садов (с 1907-го).
Однако вернемся назад – едва ли не первый частный детский сад в Киеве появился еще в 1871 году на Старокиевской улице. Его создательницами были сестры Линдфорс, Мария и совсем юная София. София окончила фрёбелевские курсы, выйдя замуж, стала Русовой, и под этой фамилией известна в истории национального образования. В саду практиковались украинский язык и в целом украинская культура, что в «темные годы» запретительного Эмского указа было серьезным вызовом (и позже Софию несколько раз сажали в тюрьму за общественную деятельность).
С 1909 года София Федоровна, уже маститый педагог, преподавала во Фрёбелевском институте, а в 1917 году стала кандидатом на выборах от партии социалистов-федералистов, о чем сообщает газета «Нова Рада» от 25 ноября. В том же номере рекламируется свежая книга Софии Русовой «Дошкільне виховання»: «хто хоче заздалегідь замовити її, того просять негайно вислати завдаток по 1 карб. 50 коп. за кожний примірник».
При институте в 1917-м открылись украинские курсы, тогда же в городе появился первый по-настоящему украинский детский сад. 6 ноября его осмотрел генеральный секретарь народного образования Иван Стешенко и, как пишет «Нова Рада»: «Мізерні умови, в яких працює ця важна наша педагогічна інституція, зробили на п. секретаря сумне вражіння, але педагогичний стан садка його цілком задовольнив».
В 1920 году Русова покинула большевистскую Украину и продолжила работу в эмиграции, в том же году был закрыт Фрёбелевский институт, слившийся с Институтом народного образования, но его выпускницы еще долго считались эталонными нянями и воспитательницами. Киевские старожилы вспоминают:
«В Павловском саду (угол Гоголевской) в 1950 гг. работали две фребелички. Вели группы по 7-10 детей. Я посещала группу Марии Сергеевны, фамилию по малолетству не знала. Ходила года 2-3, сначала вместо детсада, потом, если память не подводит, во время школьных каникул. Было интересно».
«Я помню маленькие группки детей – 3-4 человека в парке Шевченко с фребеличкой, говорившей по-немецки».
«Фребелички были еще в моем детстве. В начале 50-х мама меня отдавала днем вместе с фребеличкой проводить время в университетском ботаническом саду. Читала нам книжки, рассказывала всякое. Подробностей не помню. Была она не молодой – видимо последним поколением фребеличек».
Впрочем, случались и казусы:
«И меня мама когда-то во время карантина в детсаду оставляла на фребеличку. А та каталась со мной по всему Киеву по своим делам. Когда маршрут дошел до посещения Байкового, мама не выдержала и фребеличка к моему великому удовольствию закончилась».
Советская власть сломала «буржуазную» систему дореволюционного воспитания, чтобы на обломках строить пролетарскую, но первым делом ей пришлось преодолевать последствия революции и разрухи, бороться с беспризорностью. Профессиональных фрёбеличек сменили случайные люди. Газета «Більшовик» в сентябре 1924 года устами селькора Злыдня побивалась:
«В с. Петропавловській Борщагівці на Київщині є дитячий садок трудшколи № 109. Завідує якийсь „Іван Миколаєвич“. В нього свої порядки: куди їде (а це буває частенько) – замикає садок, усі виходи і входи… Діти вилазять на вулицю через високий тин, рвуть одежу і розбивають собі носи… Невже так повинно бути?»
Дальше началась большая история советского воспитания, в которой было и плохое, и хорошее. Но нужно помнить о том, как много сделали для детей и их родителей педагоги-подвижники XIX и начала XX века.
Текст: Марина Полякова
Изображения из открытых источников