Самому удивительному русскому поэту ХХ века Дмитрию Александровичу Пригову исполнилось 80, и к этой дате в издательстве «Новое литературное обозрение» вышли последние тома Малого стихотворного собрания. Малого – потому что Дмитрий Александрович Пригов, как известно, писал не просто много, а очень много, многописание было его проектом, одним из тех, что призваны были «перевернуть игру», вывести поэзию из привычных для нее «эмпиреев», не просто «приблизить» ее к обывателю, но сделать его – обывателя – речью и заставить его узнать эту речь, осознать ее как нечто отдельное, как искусство (хотя сам он не сказал бы этого слова и себя называл не иначе как «работником культуры).
Составитель Малого собрания критик Лев Оборин объясняет, почему оно выглядит не совсем обычным образом:
Мы приняли решение отказаться от републикации привычных приговских циклов-сборников с их непременными авторскими предуведомлениями, извлечь из этих сборников избранные стихотворения и сгруппировать их по характерным для Пригова темам и мотивам. Собрание мы разделили на шесть томов — по числу букв в фамилии Пригова. Мотивы/темы сгруппированы также в соответствии с этими буквами. Получилось вот что:
Преисподняя Прошлое Преступление Природа Пол Письмо
Рутина Рай Рок Родина Разум
Искренность Искусство Искушение Иные
Государство Господь Гражданин Гений Героизм Гибель Город
Обыватель Общество Осмысление Отец Опыт
Власть Война Высокое Вопросы Вина Визуальное
Такой жест может показаться произвольным, но он отсылает к концептуалистской работе с именем, очень важной для Пригова. Собственная фамилия поэта постоянно присутствует в его текстах — и в том числе раскладывается на отдельные литеры. Слово «Пригов» для Пригова — знак, оно обозначает цельную сущность авторского «я» («я, Пригов Дмитрий Александрович»). Это некое ядро — но окружённое многочисленными оболочками-масками. В итоге во время работы над собранием подтвердилось очевидное соображение: Пригов как целое гораздо больше суммы проектов, которыми он занимался. Кроме того, стало ясно, что показать его масштаб можно и с помощью относительно небольшой выборки текстов. Ну а выбранные мотивы и темы можно рассматривать как своего рода каталог важнейших категорий приговской поэзии.
А вместо обычной в наших книжных блоках большой цитаты мы на этот раз представляем запись разговора, который состоялся в день приговского юбилея. Это внеочередной онлайн-семинар «Сильные тексты», кроме ведущих – Романа Лейбова и Олега Лекманова в нем принимают участие поэт Лев Рубинштейн, филологи Александр Жолковский, Андрей Зорин, Марк Липовецкий и Аркадий Блюмбаум, издатель Ирина Прохорова, сам составитель собрания Лев Оборин и другие читающие и объясняющие, почему они читают Пригова, люди.
Фото с сайта Фонда Дмитрия Александровича Пригова.