Издательство Ad Marginem вместе с музеем современного искусства «Гараж» выпустило книгу теоретика современного искусства, профессора Тьерри де Дюва, в ней четыре художника и их художественные взгляды рассматриваются с точки зрения автора «Капитала».
В предисловии Тьерри де Дюв рассказывает историю появления этой книги. В 1986 году к нему обратился издатель, представляющий интересы одной парижской галереи, планирующей выставку этих четырех разных художников: «профессор, не могли бы вы написать текст, связывающий этих четырех между собой?» Де Дюв сначала отказался, а потом долго не мог уснуть: предложение его зацепило. Красной нитью, связывающей эту четверку, были деньги. Не сами по себе, деньги в качестве «симптома завершения творческого процесса». Эстетическое поле перекрывает экономическое. Так, Йозеф Бойс у де Дюва становится «последним пролетарием», вообразившим новую экономическую систему, в которой креативность (не деньги) является настоящим капиталом, Энди Уорхол — «идеальная машина» массового производства произведений искусства, Ив Кляйн — «мертвый продавец» нематериального, а Марсель Дюшан — финансист («фенансист» – по де Дюву, именно «фЕнансы» или phYnance, как было задумано Альфредом Жарри) современной жизни, который знает секреты художественной меновой стоимости.
«В каком-то смысле я примирился с Марксом в те первые месяцы 1988 года. Не мне первому пришло в голову, что если его работы могут быть сегодня актуальны, то не потому, что они многое объясняют, – скорее, наоборот. Многим это кажется поводом для сожаления, но меня парадоксальным образом воодушевляет: Маркс по-прежнему может помочь нам понять смысл современности – в искусстве и за его пределами, – не заставляя при этом разделять или, уж если на то пошло, отвергать, хоронить или оплакивать его политические надежды».
Тьерри де Дюв. «Невольники Маркса: Бойс, Уорхол, Кляйн, Дюшан», перевод Алексея Шестакова. программа МСИ «Гараж» и издательства Ad Marginem, 2016