Мария Галина ведет дневник XXIII форума издателей.
12 сентября. Первый день во Львове. Вписались в свой любимый хостел на Січових Стрільців. Водили козу по маршруту Галицька кухня на Шевченка (открыта круглосуточно) – Площа Ринок – Синяя пляшка – винарка на Староеврейской – Галицька кухня – кофейня На Бамбетлах – винарка на Староеврейской. Вывод: Синяя пляшка все так же хороша. На Бамбетлах отличное сладкое и сложный кофе, сковородка с дерунами лучше, чем рубец по-львовски, вино одеське чорне неперевершене. Ася Гефтер из Лондона хороший спутник.
13 сентября. В музее этнографии и художественного промысла открытие международного научного семинара, посвященного Станиславу Лему, уроженцу Львова. Координатор научной части Ирина Старовойт. Координатор музейно-исторической части – Галина Крук. Открывая заседание, бессменный координатор Форума издателей, к которому приурочен семинар, пани Александра Коваль, высказывается, перефразируя Лема, в том смысле, что литературные кураторы совершенно оторваны от реальности, поскольку берутся за невыполнимые задачи и как то все-таки ухитряются их выполнять. Доклад Станислава Береся из Вроцлава о криминальных романах Лема – «Следствие» и «Насморк». Специально слушаю без перевода, понимаю процентов сорок. Доклад Деяна Айдачича (Киев-Белград) о телесных трансформациях в произведения Лема и об очеловеченных машинах. Люди и машины у Лема сближаются, одни механизируются, другие очеловечиваются. Купила в лавке Музея бусы синего стекла. На очереди круглый стол, посвященный Лему во Львове с участием Виктории Амелиной и Марианны Кияновской. У нас доклад завтра. Потом, боюсь, времени будет все меньше. Уже сижу со сложным пасьянсом расписания всего.
Одна из целей фестиваля, который будет идти тут на протяжении недели, это возвращение Лема в контекст Львова, которое, по словам модератора, возможно если не в пространстве, то во времени. Я бы добавила, что возвращение возможно только в воображаемое, реконструированное время, или, как сказал один из участников круглого стола, можно вернуться во Львов, но метафизический, идеальный. Собственно, конференция и стала с моей точки зрения попыткой создать такой Львов.
Сегодня на круглом столе и вообще на семинаре говорилось не о будущем, но о прошлом, и оно, по словам участников, такое же смутное, полное зияний и противоречий, как и будущее.