Новая книга Андрея Зорина, российского историка, литературоведа и оксфордского профессора, называется «Появление героя» и посвящена эпохе предромантизма.
Это время (конец XVIII – начало XIX вв.), когда человек впервые стал восприниматься не как «метонимия», не как часть чего-то большего, но сам по себе; когда человек со своими чувствами и переживаниями, со своим внутренним миром сделался главным героем, – философии, литературы и истории.
В ту эпоху, о которой пишет Зорин, автора принято было представлять его последними книгами («История Карла XII от автора Истории Петра Великого», например). Так вот, последняя книга Андрея Зорина была посвящена Лидии Гинзбург, и неслучайно открывая для читателя новую гуманитарную дисциплину – историю эмоций, Зорин, прежде всего, вспоминает о Гинзбург: «Она искала метод исторического анализа, который позволил бы двигаться “от рассмотрения огромных массовых движений до все умельчающихся групповых формаций; и вплоть до отдельного человека”, включая самые интимные стороны его внутренней жизни». Итак, – от общего к частному: к частному человеку и его частной истории.
В этой книге есть главный герой – не абстрактный «герой» с обложки, но конкретный человек, Андрей Иванович Тургенев, проживший очень короткую, но невероятно интенсивную, – именно в эмоциональном плане, – жизнь. Он предвосхитил романтическую литературу и романтическое жизнетворчество, стал в своем роде «пилотным экземпляром» романтического героя.
В предисловии Зорин признается, что работа над книгой началась тридцать лет назад, когда в Рукописном отделе Пушкинского дома он впервые прочитал дневники Андрея Тургенева.
9 ноября 1799 года восемнадцатилетний Андрей Иванович Тургенев, начинающий литератор, страстный поклонник Шиллера и Гете, недавний выпускник Московского университета, только что поступивший на службу без жалованья в Архив Коллегии иностранных дел, решился наконец завести дневник. На первом листе небольшой тетради из синеватой дешевой бумаги в коричневом переплете он каллиграфическим почерком вывел дату и два эпиграфа на немецком языке — строфу из оды «К радости» Шиллера и строку из поэмы Виланда «Оберон». На втором листе дата повторена, год и число написаны и подчеркнуты, а потом следует первая запись, которая начинается со слов «День отменно печальной!»
Андрей Зорин. Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2016.