Театрализованные экскурсии для детей в киевском музее медицины.
Третий класс поднимается по лестнице, и застывает – детей встречает богиня Гигиена. Это Татьяна Николаевна, сотрудник музея, один из соавторов экскурсии «В прошлое медицины». Богиня представляется, объясняет за какую область медицинских знаний отвечает, договаривается с детьми особо всем: в каком порядке и как они будут проходить за ней по залам, которые на самом деле эпохи и о том, что их ждет. И начинает, экскурсию. Экскурсия происходит во времени (от древних времен до наших дней), понятное дело, в пространстве: физическое передвижение по залам музея; информационно: обсуждаются все музейные экспонаты, знаменитые доктора, лечебные средства.
Как вы думаете, люди всегда болели?
Нет! Не всегда! Раньше был чистый воздух, никакой химии, никто не болел!
У богини брови взлетают вверх.
А ручки-ножки можно сломать на чистом воздухе? Упасть?
Нет! То есть, да!
То есть, врачи всегда были? Или нет? Какие же они были?
Прежде чем дети начали предлагать варианты, богиня шепотом спрашивает: ну что, знакомить их с первым на земле доктором, все за (ну еще бы). Первый зал, полутемно, бубен, костер, Шаман, который Юлия Викторовна, сотрудник музея. «Здравствуйте, дети, – говорит Шаман третьеклассникам, – хотите узнать как я лечил людей?» Дети хором и шепотом отвечают «да», и шаман рассаживает их у «костра». Начинается рассказ о жизни людей в племенах, о врачевательской миссии древнего лекаря-шамана (разговаривать с духами), о древней болезни – туберкулезе, тут вовлекаются и работают все экспонаты вокруг. Смотрите, дети, как выглядит туберкулез кости, это кости, пораженной туберкулеза 4 000 лет, ее нашли на территории Украины. Какими болезнями болели люди.
Шаман вручает третьеклассникам сумочку с «ключами» и первый ключ, зачем они, будет ясно к концу экскурсии, прощается с третьеклассниками, Гигиена провожает детей к Знахарке. Красивая экспозиция, маршрут экскурсии вообще отлично продуман, пространство освоено, что-то раздвигается, и наступает изба, в которой все как настоящее, и среди этого мира стоит живая Знахарка, экскурсовод, историк Галина Юрьевна, и рассказывает о мотанке с хворобами, и об отварах.
После Знахарки школьников младших классов церемонно приветствует Чумной доктор, он же астролог, он же старший научный сотрудник музея Дмитрий Назаренко, – в мантии с палкой и масками. Маски с длинным носом позволяли доктору не заболеть во время чумы, в нос укладывали специальные травы.
Маршрут экскурсии прост и понятен – это эволюция медицины, врачебных знаний, инструментов, опыта. Потом будут другие эпохи, от цирюльников к привычным хирургам (в операционной, за работой доктора Караваев и Пирогов) – дети отметят отличие от средних веков – не молоток, но эфир, и то, что хирурги в цивильной одежде, без шапочек и перчаток. Инструменты уже стерилизуют, и есть карболка. Потом они пройдут аптеку XIX века, им расскажут, что черным шоколадом лечили головную боль и плохое настроение, и дети немедленно просят им всем помочь, и избавить от испортившегося настроения.
Пройдут мимо кабинета Образцова, доктор принимает под портретом Фридриха Меринга (ого, ученики уже в курсе, что такое пальпация мягких тканей, а вот в средние века доктор даже не видел больного).
Дети пройдут мимо войны – военная медицина, улучшенный микроскоп, обязательное разглядывание образцов – вот так выглядят вирусы чумы, холеры, оспы, тифа…
И так до наших дней, пришли. Экскурсия длится час-полтора, в зависимости от возраста детей. Но к концу им всем можно расслабиться. Лежат три веревки. Если их растянуть и побегать с ними (точнее – отбежать и застыть) станет понятно, что это наглядная длина кишечника человека – ребенка 3.5 м, взрослого человека, 4 м, умершего (в два раза длиннее, а вы знали это?)
Эпохи сменяли друг друга, в каждую дети получали «ключи» от доктора-представителя этой эпохи, помните? В конце экскурсии из этих ключей они складывают три разных медицинских пазла, и переходят к столу, на котором им можно трогать все. Гигиена и две сестры милосердия (Шаман и Знахарка) рассказывают зачем были банки, и как ими пользовались, как пользоваться фонендоскопом, все слушают как бьется сердце, про клизмы не спрашивает никто.