Небольшой сборник воспоминаний и эссе писателя Жана Жене о великом скульпторе Альберто Джакометти.
Драматург рассказывает о художнике. Джакометти и Жене связывали годы тесной дружбы, они познакомились в 1954 году, точнее, их познакомил Сартр, оба были уже знамениты и востребованы. Жене регулярно заходил к Джакометти в гости, тот в какой-то момент начал писать портрет писателя. Жене, не скрывая своего восхищения Джакометти, вел заметки с первого дня их знакомства.
Так что – это не дневник, но почти хроника. Это и поток впечатлений-воспоминаний Жене о встречах в парижской мастерской швейцарского скульптора и друга, и спонтанный анализ отдельных его работ, и попытка уловить, обозначить то главное и важное, что делает Джакометти великим скульптором эпохи модернизма. Джакометти для Жене – это поиск ответов на вопросы об искусстве и эстетике, и он не останавливается, не сняв знак вопроса и не выяснив ответы, тем интересней читать.
«Ничто не пребывает в состоянии покоя. Это, наверное, происходит из-за того, что каждый угол (созданный большим пальцем Джакометти, когда он работает с глиной), каждая дуга, каждый бугорок, хребет, кончик оборванной металлической проволоки находятся в движении. Любой из них излучает чувственность, которая их создала. Ни одно острие или острый край, разрезающий, рассекающий пространство, не является мертвым».
Жан Жене «Мастерская Альберто Джакометти», – Перевод с французского Елены Бахтиной. М.: Ad Marginem; Гараж, 2017.