«Отдел» — первый роман, узнали и полюбили Сальникова за «Петровых в гриппе», который был написан позже, но вышел, бумажной книгой, раньше. «Отдел» Сальникова сравнивают и с его же «Петровыми». Но и с Пелевиным, и с «Людьми в черном».
Сюжет коротко выглядит так: героя уволили из милиции, и вот он устраивается на новую (и довольно стремную). И работа, в общем-то, у него довольно простая. Нужно задавать людям какие-то странные вопросы. А потом этих людей убьют твои коллеги. Труп оставят прямо там, где убили, придавая убийству вид бытовухи. Ну или сожгут в специальной печи. После работы (именно так, буднично, не «работы») коллеги пьют водку и разговаривают. А потом разъезжаются по домам. То есть «Отдел» — это производственный роман.
Стиль, язык — как у «Петровых». Только — «Отдел» про другое. Про банальность и заурядность зла? Антиутопия про страшное государство, в котором милиция (или что-то там вместо) вышла из-под контроля? Суровая документальная проза о том, как страшно жить при страшной государственной машине? Да вроде и нет — это местами даже смешная книжка. Просто в ней много пьют, много убивают и часто сходят с ума. А хорошо и даже замечательно только то, что Сальников — хороший писатель не одной книжки. Что и показали целых два романа.
Игорь, воспитанный русской литературой девятнадцатого века, привык, что природа реагирует соответствующим образом на состояние героев, но сегодня природа (представленная на территории отдела снегом, кустами и ветром), какой была, когда Игорь увидел Фила в последний раз уходящим внутрь котельной, такой же и осталась, когда Игорь стоял на ветру возле деревенского домика, и ничуть не изменилась при их возвращении.
Алексей Сальников. «Отдел». М.: Livebook, 2018