А это относительно благополучная история о самом старом и самом первом киевском кинотеатре, который все мы помним как «кинотеатр имени Чапаева», и который теперь называется «Лира».
Но это не новое название, наоборот, – это старое название, т.е. это сюжет из серии «Возвращенные имена». Он бы построен в 1913-м, пережил две мировые войны, революцию, бесконечные смены власти, оккупацию и реконструкцию. Он, маленький и незаметный, стоит там, где и был, в самом конце Большой Житомирской, в глубине двора, в жилом доме, на первом этаже. Имя Чапаева ему присвоили в 1937-м, увековечив, надо думать, не красного комдива, а одноименный фильм братьев Васильевых, первый из легендарных байопиков. Во время оккупации он работал, и тоже, кстати, назывался «Лира». Какое-то время он был «детским», сейчас он концептуальный и репертуарный кинотеатр украинского кино. Он стал таковым в 2015-м, и открылся картиной Дмитрия Томашпольского «Чапай, прощай»
До недавнего времени там работал старейший киевский киноклуб «Ракурс». «Ракурс» был основан в 1980-м, базировался в покойных «Дружбе» и «Орбите». В начале 2000-х он переехал сюда, на БЖ, в дом №40.
А еще там существует такой же небольшой и «клубный» театр «Актер» (работает с 1987-го года, основан Валентином Шестопаловым, и был, кажется, первым на тот момент городским «театром-кафе»).
Под конец уместно предаться воспоминаниям. Так вот, это был единственный кинотеатр в моей жизни, где я сидела в зале на 100 человек, и всего нас там было трое: я, подруга моя Оксана Цюпа, и билетерша. – Вообще-то не положено, – сказали нам в кассе, но такой хороший фильм, что мы вам его покажем. Это был черно-белый винтажный «Артист» Мишеля Хазанавичуса, немое кино про конец немого кино. 2012-й год. Было очень правильно и уместно, что мы смотрели его именно здесь, в «Лире», которая на тот момент готовилась отмечать свое столетие, и которая помнила как раз-таки это – немое и черно-белое, с тапером.