Проект аукционного дома «Дукат», посвященный украинскому неофициальному искусству 1950–1980-х, получил поддержку Украинского культурного фонда. Об идее проекта и ее воплощении «Іншому Києву» рассказывает основатель «Дуката» Леонид Комский.
Итак, мы говорим о проекте «UU#Kyiv», части исследовательской программы «Ukrainian Unofficial». В чем его смысл и каковы цели?
Мы создаём открытый web-ресурс — электронный архив киевского неофициального искусства 1950–1980-х. На первом этапе мы исследуем творчество 25 художников и осенью представим профайлы с биографиями, библиографическими списками, документальными материалами и, главное, изображениями работ. Пока что мы говорим о Киеве, но в дальнейшем думаем расширять границы и представить альтернативное искусство ведущих художественных центров Украины — Одессы, Львова, Ужгорода, Харькова.
Куратор проекта — искусствовед Валерий Сахарук. Также над созданием архива трудится вся команда «Дуката» — Михаил Куливнык, Катя Лисова, Елена Грозовская и другие.
Архив будет открытым не только в смысле его общедоступности — главный фактор его «открытости» в том, что он будет постоянно пополняться. Кроме заявленных 25 киевских художников (о них мы расскажем на презентации проекта в ноябре), будут и другие, и мы уже сейчас отбираем имена сверх заявленных. Кроме того, каждый профиль будет дополняться по мере поступления новых материалов — документальных, изобразительных, биографических. Можно сказать, что это будет «живой архив», важнейшей целью которого является популяризация неофициального искусства Украины.
Это будет связано с теми выставками, которые вы уже делали?
Основная часть материала будет представлена впервые. Мы оцифровываем семейные коллекции, работы из украинских музеев и частных собраний. Конечно же, мы используем информацию, полученную во время подготовки наших предыдущих проектов, — по сути, эти наработки легли в основу архива. На текущий момент из запланированного сделано около 20 %. Презентация проекта запланирована на ноябрь, так что у нас еще есть время.
Можно назвать несколько персоналий? Будут ли представлены сквоты, художественная среда?
Сквоты — это более поздняя история. В 1960–1980-х их еще не было, но существовали разного рода объединения или, если говорить современным языком, комьюнити вокруг мастерских. Это мы также попытаемся отобразить в нашем архиве. Что же касается персоналий, то в первую очередь в архив будут включены те художники, чья творческая биография — вместе с массивом работ — наиболее полно раскрывает специфику неофициального искусства. Среди них Григорий Гавриленко, Анатолий Лимарев, Федор Тетянич, Игорь Григорьев, Анатолий Сумар, Валерий Ламах, Алла Горская, Николай Трегуб и другие. Кроме оцифрованных работ (а они будут представлены в хорошем качестве), на сайте будут размещены дневники, письма, фотографии — важные артефакты для научной работы. И это будет первая попытка систематизировано представить украинский неофициальную художественную культуру как явление. Украинский нонконформизм, в отличие от искусства официального (особенно послевоенного), остается практически неизученным, в мире его мало знают. В России, например, это явление начали исследовать еще в 90-е, что оказалось удачным резонансным проектом с музеефикацией и выходом на мировой рынок. У нас этим занимаются энтузиасты. Достаточно сказать, что, к примеру, Zenko Foundation и Stedley Art Foundation сделали для музеефикации и популяризации неофициального и современного искусства Украины на порядок больше, чем Министерство культуры со всеми его институциями. При этом энтузиасты вкладывают свои деньги, а министерство — наши с вами налоги.
И все же «другое» украинское искусство 1950–1980-х «открыли» не сегодня. Еще в 90-х этим занимались Анна Заварова и Алексей Титаренко. Вы («Дукат») работаете с этим уже несколько лет, организовываете выставки — персональные и групповые (мы помним «Іншу історію» в сентябре 2016-го в Национальном художественном музее).
И мы продолжаем его для себя открывать. Да, интерес возник лет 15 назад, но в основном это касалось т. н. одесского нонконформизма и носило несистематический характер. Потом дело сдвинулось и в 2010-е годы произошел, можно сказать, качественный скачок. Необходимо отдать должное Национальному художественному музею Украины, с которым мы в последние годы плодотворно сотрудничаем. Мы благодарны искусствоведу Галине Скляренко, которая занимается этим направлением, — над несколькими проектами мы работали вместе. И на самом деле, наш проект был задуман не сегодня — мы заявили о нем на той самой выставке «Інша історія» в Национальном музее.
И, наверное, не стоит удивляться, что ваш проект победил в конкурсе УКФ?
Удивляться всегда стоит. Было заявлено много хороших и неожиданных проектов. Мы победили действительно потому, что у нас многое уже было готово, и нам нужно было адаптировать загодя сделанную работу под требования фонда. Поддержка нашего проекта стала своего рода мобилизацией для нас, но самое главное: мы получили возможность «поднять» эту тему, сделать ее актуальной в широком смысле слова. Имена многих художников, работавших в сфере неофициального искусства, сейчас «на слуху», интерес к ним — и академический, и коммерческий — растет: люди приходят на выставки, интерес коллекционеров заметно возрос.
Наверное, сыграла свою роль ваша последовательная просветительская работа — все эти выставки и каталоги. Можно ли сказать, что вы этим архивным проектом актуализируете «тренд»?
Я могу лишь сказать, что на наши выставки приходят разные люди — и те, которые знали художников лично, и совсем юные, которые узнают о них только сейчас. Все они не случайные посетители. И я бы не сказал, что мы актуализируем тренд, — скорее, катализируем (это как химическая реакция, которую нужно усилить и ускорить). Сейчас, когда на волне этого интереса пишется история, очень важными задачами являются систематизация материалов и создание базы данных. Именно этим мы и намерены заниматься.