Эта книга писалась легко и играючи, – прямо в фейсбуке, на глазах у изумленной публики. Но в итоге оказалась сложно и прихотливо выстроенным зданием, с разноречивым «аппаратом», – комментариями, указателями, списком литературы; с автобиографией, с пародическим перечнем «научных рецензентов» и эпиграфом, который в образцовых стернианских правилах помещен на последней странице.
Это занятные для сегодняшних читателей и бесценные для будущих историков свидетельства о литературном быте.
Жанр, очевидно, должен быть назван table-talk, «застольные беседы», и в самом деле, – сборник анекдотов (в старом «историческом» смысле), но есть некий главный предмет и главная идея. Это книга о жизни литературного человека и это книга о литературе, которая была прежде всего, и которая останется после всего.
«Будто в вагоне дальнего следования провел несколько дней наедине со случайным попутчиком. Вся Россия окрест, а разговор как бы и не о ней. То одно вспомните, то о пятом спросите. Или в спор пуститесь, ясно при этом понимая, что судьбу вам и дальше коротать вместе. … Потому что жизнь сложилась так, как она сложилась. И ничего в ней уже не переменить. И пусть литература никому вроде бы больше не нужна — все равно “никакой другой жизни, кроме литературы <…> не существует”».
Сергей Чупринин. Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. М.: РИПОЛ классик, 2015.