По совести сказать, такой книге следовало бы быть написанной в ином, параллельном мире (лучше всего, конечно, в выдуманном: именно там, как известно, происходит, радуясь своей свободе, все самое интересное).
В каком-нибудь из борхесовых пространств, где, помимо прочих неисчислимых его отличий от нашего, границы между научными дисциплинами, направлениями исследовательского внимания, культурными областями проводятся совсем не так, как кажется нам очевидным. Впрочем… нет никаких гарантий того, что она действительно не была написана именно там.
Ну где еще, в самом деле, как не в Иномирьи, способно образоваться Общество любителей облаков, занимающееся систематическими наблюдениями за своим предметом, точнейшим его изучением и даже, о Небеса! – практической работой с облаками, взаимодействием с ними? А ведь автор первого в известной нам вселенной учебника по облаковедению, Гэвин Претор-Пинин, именно такое общество в своей Великобритании и основал. Теперь в нем почти сорок тысяч членов из ста тринадцати стран. Из нашей, кстати, тоже.
И лишь членам этого общества – по странной случайности, совершенно не тайного – точно известно, например, «что чувствовал тот, кто первым поднялся над облаком и съехал по нему вниз – еще до того, как остальные только подумали, что это в принципе возможно». Да еще и не такое.
Каждая глава учебника соответствует одному из видов облаков и содержит, среди прочего, инструкции для непосвященных по распознанию этих видов. Здесь даны нам некоторые основы не только физики облаков и сестры её – метеорологии, но их эстетики, этики, пластики, колористики, психологии, истории, антропологии, этнографии, поэтики, драматургии… Все это – одновременно и во взаимодействии. А физика – не более, чем каркас, на который натянута многоцветная, изменчивая и, несмотря на многостороннейшую свою изученность – непреодолимо загадочная облачная ткань. «Существованья ткань сквозная», о которой говорил поэт… да ведь это же она!
Недавно был наконец решен вопрос о том, какую музыку слушать во время созерцания облаков. Николас Ривз, профессор из Квебекского цниверситета в Монреале, Канада, изобрел «облачную арфу» – инструмент, который создаёт музыку исходя из формы облаков. <…> «Играющий на облаке» музыкант настраивает инструмент таким образом, что получаемая от лазерного луча информация преобразуется в звуки музыки.
Текст: Ольга Балла
Гэвин Претор-Пинни. Занимательное облаковедение. Учебник любителя облаков / Перевод с англ. О. Дементиевской, М. Фаликман. – М.: Livebook, 2015.