На первых пяти страницах «Исключительных» идут сплошь хвалебные отзывы, Мег Вулицер сравнивают с Франзеном и Евгенидисом, впрочем, вполне по делу.
Вы пролистываете эти страницы, не особо вчитываясь, пролистываете, чтобы наконец уже начать читать. А начав, не можете оторваться, думая, — ну как же! ну конечно же!, напрашивается сравнение — роман Вулицер о маленьком человеке и широком шаге истории можно сравнить еще и с «Маленькой жизнью» Янагихары.
Просто «Исключительные» — это нежная и облегченная ее версия: шесть подростков знакомятся в летнем лагере «Лесной дух», и, как это бывает только в юности, они моментально сходятся, и образуют тесный круг, и называют себя «Исключительными». Когда ты подросток, все вокруг особенные (исключительные), а ты — это просто ты. Каждый подросток чувствует себя то исключительным и особенным, то пустым местом и слабаком. Каждый мечтает о грандиозном светлом будущем, а потом, ближе к тридцати, ко многим бывшим подросткам приходит разочарование и усталость: оказывается, что таланта нет, или почти нет, или так и не нашлись возможности (или силы) его реализовать. Что дальше? Разное.
Жизнь героини «Исключительных» Жюль Хэндлер показывает многообразие опытов и развитий событий маленькой частной жизни — взросление и поиски себя, любовь, боязнь не состояться смешаны у нее (как возможно и во всякой любой человеческой истории) с завистью к успеху других, смирение Хэндлер сменяется открытием новых возможностей, новые возможности иногда ведут к новым разочарованиям, а иногда — дарят счастье. И все это рассказано легко, с пристальным вниманием к подробностям и сочувствием — к слабостям.
В 2016 году режиссер Майк Ньюэлл, автор одного из фильмов о Гарри Поттере, — экранизировал «Исключительных» по заказу Amazon Studios и Sony Pictures для телевидения.
…Мысленно он прикинул, что стало с ними, шестью друзьями со времен того школьного лета. Ну-ка, посмотрим. Одна из них сделалась искусным и серьезным режиссером и наконец достигла успеха. А вот случилось бы это, не будь у нее трамплина в виде богатства родителей, а потом и его денег? Да нет, вряд ли. Другой по неизвестной причине зарыл в землю свой талант акустического гитариста, скрыв эту тайну даже от близких. Кому-то достался большой и чистый танцевальный талант и при этом, по капризу природы, тело, неспособное танцевать. Кто-то родился обаятельным и богатым, но ленивым.
Чего бы ты ни добился в жизни, как бурно ни протестовал бы против войны или помогал сохранить океаны, сколько идей ни украл бы у маленьких робких мальчиков, растревожив их и взбудоражив, все сводится к мельчайшим деталям, определяющим твою суть.
Мег Вулицер. «Исключительные», — перевели Владимир Бойко, Ольга Белякова, Анна Кречетова. М.: Livebook, 2018