Кира Питоева о сценографии Даниила Лидера
Даниил Лидер: «Мне бы хотелось объяснить, что для меня значит искусство сценографии. Космос, его бесконечность и конечность, – очень важная категория, всем известная с малых лет. Но я как наивный человек, ею пользуюсь во всех вопросах бытия и искусства. Мне думается, что вообще все начинается с этой категории».
Кира Питоева: Разумеется, как всякий художник, он, прежде всего мыслил пространством. Сейчас, когда говорят о Лидере и его творчестве, неизбежно вспоминают, что сутью его, формулой его сценографии была опора на пустое пространство. И это началось с «Короля Лира».
Вот эта сценическая конструкция, которая является большим и малым: когда Лир сидит на этом кусочке, который в странствиях он занимает, на этом ящичке, который выдвигается-выдвигается-выдвигается, – когда он на нем сидит, он большой, а структура маленькая; но когда он был королем, он был маленьким, а это пространство было большим. И вот это пустое пространство – он объясняет режиссеру, как с ним нужно работать. А как там Лир делил королевство, какие неблагодарные оказались дочки, как кто кого бил, – это не главное, он мыслил исключительно пространством.
Точно также и с «Тевье»: соль или молоко, Млечный путь или Чумацкий шлях, – не суть, прежде всего, он замысливал пространство – что называется – под луной, по которому будут ходить люди, обреченные на бездомность. Он пытался решить эту идею в пространстве, и тогда была придумана эта структура пустой сцены и ничего больше. Но она не состоялась у него в московском театре, и он, зная, что этот спектакль последний, что он будет уходить, пытался увлечь этой идеей Данченко.
Но, на самом деле, украинскому театральному мышлению эта немецкая формула пустоты, из которой нужно доставать образы, не близка. Украинское мышление – барочное, здесь, прежде всего, нужна «обстава»: голоса, фигуры, костюмы, … аллегории, в конце концов. И я категорически была уверена, что Лидер не подходит театру им. Франко. Но в этом театре его просто любили. Такая вот странная история: он был на месте и …не на месте. Но он был такой человек – трудолюбивый, честный и преданный, он умел выстроить пространство сцены и перебросить его в зал: он с большим уважением всегда относился к зрительному залу, понимая, что зритель – это часть спектакля… Он умел заворожить – при помощи постановщика, актеров, – при помощи Данченко, Ступки. Потому что театр – это коллектив, сам бы он ничего не сделал. Хотя он пытался, он делал Лесю Украинку – «Лісову пісню» в рассказах и картинах, был такой момент в его жизни. Я его упрашивала, чтобы он сделал спектакль-читку – так Ануя в свое время играли. Но это другая техника, нашему театру не свойственная. Украинское театральное мышление – опять же – строится на сценарной, литературной основе, здесь превалирует сюжет. А Лидера сюжет никогда не волновал…
Продолжение следует