У этой улицы (Гончара, бывшей Чкалова) сложная история, она только переименовывалась не то восемь, не то девять раз, и это городской рекорд (мы непременно напишем об этом в Именах улиц), но сегодня речь о другом.
С застройкой тут было тоже все не просто, хотя до поры до времени – это вполне традиционный киевский сюжет. Вплоть до середины XIX в. здесь был овраг, куда окрестные жители сбрасывали мусор, потом прорезали улицу, которая должна была соединять исторический город Ярослава с Галицкой площадью (нынешней площадью Победы). Застраиваться всерьез улица стала в конце XIX – начале ХХ вв., и это была характерная киевская застройка времен промышленной революции: местами хороший модерн, местами то, что называют «историзмом» или, наоборот, «киевской эклектикой», но это был тот канонический Киев, который мы еще застали и который мы любим: причудливые дома с башенками-фонарями, фантастическими львами и драконами, головокружительный рельеф с величественной лестницей, что вела к Сенному, зеленые скверы … Собственно о скверах и речь (или о том, что от них осталось).
Разрушать улицу Гончара начали еще в ее «чкаловские», советские времена, тогда некоторые модерновые высотки лишились своих чудесных «излишеств» – всех этих эркеров и мозаичных фронтонов, посреди улицы появилась скучная кирпичная «коробка» (престижная застройка «развитого социализма»). Но настоящая беда пришла уже в начале нынешнего века. И тут происходит драматическая история противостояния жителей и активистов с одной стороны, жадных застройщиков – с другой, и непостоянных киевских властей, которые принимают то одну, то другую сторону, то запрещают, то разрешают, так что предсказать исход всякий раз трудно, и пока не очень понятно, чем кончится очередная битва за «Чкаловский сквер». Хотя, кажется, все довольно безнадежно.
Однако напомним, что в свое время удалось отстоять тот сквер, что повыше, на пересечении Гончара и БЖ (тот самый, со странными птицами, изображающими «киевскую интеллигенцию», кажется, это полет мысли «пейзажного» скульптора Скритуцкого). Битву за Сенной и его прекрасную лестницу мы проиграли. И еще одна фактически проигранная история – угол Гончара и Рейтарской (Гончара, 17-23), тот, что все помнят по стихам:
Два клена в ряд, за третьим, разом
Соседней Рейтарской квартал…
Ничего этого больше нет, и нет того дома, где гостила Зинаида Нейгауз и бывал влюбленный в нее Пастернак. На месте того поэтического квартала теперь вот это:
Но прежде, осенью 2008-го, была попытка сопротивления и суды. Прокуратура города Киева летом 2009 года вынесла предписание, которым требовала немедленно прекратить действие разрешения на выполнение строительных работ от 06.06.2008 г., выданного ООО «Инвестиционно-строительная группа» для строительства жилищного комплекса с помещениями общественного назначения и встроенным паркингом по улице Олеся Гончара, 17-23 в Шевченковском районе города Киева.
Затем, 10 августа 2009 года судья Шевченковского райсуда Киева выдал постановление, которым запретил жителям столицы оказывать сопротивление строительству вблизи Софии Киевской на улице Гончара, 17-23.
12 февраля 2010 года в пресс-службе Киевской горгосадминистрации сообщили, что столичная власть намерена прекратить скандальное строительство по улице Олеся Гончара, 17-23.
В мае 2010 года представители ЮНЕСКО заявили о планах изъятия Софийского собора из-за хаотичной застройки вокруг памятника из списка Всемирного наследия на своей следующей сессии.
27 мая 2010 года Киевсовет обязал «Инвестиционно-строительную группу» остановить строительство жилого комплекса Fresco Sofia. 19 августа 2010 решение Киевсовета о прекращении строительства Fresco Sofia подписано мэром Киева.
Спустя два года речь шла уже не о самом строительстве – оно вот – в полный, что называется рост, но о лишних трех этажах, – застройщику всегда мало. В общем, это проигранная история.
А теперь наш Чкаловский сквер.
Он сформировался в 1925-м вокруг перенесенного сюда с Софиевской площади фонтана Термена. Памятник Чкалову появился через 15 лет, он был такой типичный советско-героический, но из добротных гранита и бронзы. В какой-то момент его покрасили серебрянкой и он стал таким себе постмодерно-идиотическим артефактом, потом его вновь перекрасили – уже под бронзу, но выглядит он все равно неестественно, и вообще он уже третий год как в «списке Вятровича». Дальнейшая судьба его в тумане, а со сквером происходит вот что:
Земля принадлежит Институту геологии, и первая попытка продать и застроить ее была предпринята еще в 2001-м, – с тех пор эта история тянется. В начале 2010-х вокруг застройки уже был скандал, тогда застройщиком выступал Киевгорстрой, но он как-то не поладил с Институтом геологии. Затем в сюжете появляется новый застройщик: «Дилайвест». И вот что замечательно: всякий раз, когда застройщикам указывают на неуместность высотной этажности в историческом центре, они кивают на недавние прецеденты, – а вот, мол, такая же высотка стоит напротив (с Сенным было то же самое: это уже не историческая застройка, – объясняли нам, она утратила свою «историчность», когда стали реконструировать Львовскую площадь). До нас тут уже успели все испортить, так что мы в своем праве.
Роман Ткаченко, исполнительный директор компании «Дилайвест» (тот самый застройщик): «Проект строительства имеет только 12 этажей. Это абсолютно нормальная этажность для этого места – через дорогу дом, в котором 14 этажей. Проект прошел рассмотрение и согласование консультативного совета при департаменте охраны культурного наследия». И еще: «Заказчик строительства уплатил более 2 млн долларов в бюджет, как паевой взнос в развитие инфраструктуры Киева».
Деньги, короче, уже занесли, и Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится.