Искусствовед Михаил Куливнык об особенностях коллекции 11-го «Тихого аукциона»
«Дукат» проводит «Тихий аукцион» в 11-й раз, его правила хорошо известны, хотя в связи с новыми условиями нашего пандемического существования мы их немного изменили: теперь все происходит онлайн, участники могут торговаться, не выходя из дома, достаточно зарегистрироваться на сайте http://www.dukat-art.com/. Впрочем, можно все это делать и по телефону, и можно, разумеется, «вживую». В последний день, 17 декабря, мы по традиции, один за другим «закрываем» лоты. И как всегда к последней сумме (удар молотка) прибавляется 10% в пользу аукциона.
На этот раз у нас ровно 100 лотов – самая большая подборка за всю историю «Тихих аукционов». Это получилось не специально, просто когда мы поняли, что у нас собирается больше девяти десятков позиций, мы уже стали стремиться к круглой цифре. На самом деле, еще два месяца назад мы даже не знали, какова будет эта подборка. Хотя мы постоянно работаем с одним кругом художников, и как всегда представляем здесь Матвея Вайсберга, Александра Ройтбурда, Анатолия Криволапа и другие имена, известные завсегдатаям «Дуката». Но в этом году получилось несколько иначе: у нас непривычно большой и серьезный классический блок, и прежде всего это топ-лот – пейзаж Владимира Орловского «Рыбаки» (вторая половина XIX в.)
а также натюрморт с цветами Ивана Ижакевича, «Межигорье» Николая Бурачека и «Украинский мотив» Александра Саенко (начало ХХ в.), «советская классика» – Константин Ломыкин и Алексей Шовкуненко.
И традиционно мы представляем украинское неофициальное искусство 1960-1980-х – Киева и Львова, Одессы и Ужгорода. В связи с работой над большим проектом – UU#Kyiv и UU#Lviv появились новые имена (Игорь Боднар, Олег Минько, Богдан Сойка).
У нас на этот раз получилась очень разноплановая коллекция – и в смысле географии, и в смысле истории: практически полтора века – от Орловского до Шовкуненко и от Бурачека до Ройтбурда.
Отдельно имеет смысл сказать, что в этом году мы впервые представили ряд эскизов мозаичных панно: это 1960-1970-е гг. Причем есть эскизы неутвержденные и есть состоявшиеся, например эскиз мозаичной стены Степана Кириченко «Українська пісня» (1967), – ее можно увидеть на углу улиц Богдана Хмельницкого и Владимирской.
Ну и напоследок, если говорить о новых тенденциях нашего странного пандемического существования – появлении новых онлайн-аукционов: появляется много новых клиентов из соцсетей, появляются люди, которые покупают работы прямо на сайте (старая гвардия так не поступает: традиционные коллекционеры должны рассмотреть работу «вживую»). И надо сказать, что мы серьезно отличаемся от новых онлайн-аукционов – от той же «Сенки» или «Соли»: мы представляем коллекционные работы, и ценовая политика у нас несколько иная – от 150 у.е. за малую графику до 15 000 у.е. («Рыбаки» Орловского). При этом стартовая цена у нас обычно ниже рыночной – на 15%, а то и на 40%. Мы, в самом деле, еще не сказать – старый, но уже традиционный аукцион, и мы должны удивлять и ценой, и прежде всего, качеством коллекции.