У киевского кинотеатра «Жовтень» юбилей – 90 лет со дня первого сеанса. Рубрика «Кино нашей памяти» была изначально придумана как мемориальная, о том, чего больше нет на карте Киева. Но для «Жовтня», благополучно работающего, приятно сделать исключение.
Завершилось строительство ультрамодного конструктивистского «Жовтня» (архитекторы Ной Троцкий и Валериан Рыков), как было положено в СССР, к большому празднику, годовщине революции, 8 ноября 1930 года. И пусть не кажется «подарок» мелким. Во-первых, это первый кинотеатр, построенный в Киеве после 1917 года. А во-вторых, кампания по борьбе с неграмотностью, начавшаяся в 1919 году, охватила еще далеко не все слои населения. И для тех, кто не мог читать передовицы и книги, кино действительно было важнейшим каналом информации – entertainment с идеологической нагрузкой.
При рождении кинотеатр назвали «Девятое Госкино» – потому что все киевские синематографы после национализации получили номера. Например, «Первое Госкино» на ул. Воровского (Крещатик), 38, раньше было кинотеатром Шанцера. «Второе Госкино» (бывш. «Экспресс») располагалось на Воровского, 25, «Пятое Госкино» (бывш. «Корсо») – на Воровского, 30. Кучно, одним словом. С 29 января 1931 года, то есть с первого киносеанса в «Жовтне», жители Подола, который тогда назывался Петровкой, могли смотреть «свое» кино.
Премьерой в «Девятом Госкино» стал немой фильм киевлянина Николая Шпиковского «Гегемон», это была обсуждаемая лента, в журнале «Кіно» про нее писали не раз. Например, в номере 21-22 за 1930 год – косноязычно и с грамматическими ошибками, но от сердца, – переживали, что в советских фильмах «подача патосу, героїки робіничої кляси, в “парадній” урочистій формі, …не дає того справжнього органічного змісту, невикликає глибокого емоційного, зворушливого почуття…» Но вот наконец: «Перший фільм, що насправді органічно по всій своїй конструктивній лінії, побудований на подачі справжнього ентузіазму, ударництва соцзмагання робітників, подав режисер Шпиковський у фільмові “Гегемон”».
Небольшой завод, переключившийся на ударные темпы производства, забойщики, добровольно грузящие уголь, потому что план горит, нехорошие прогульщики – всё работало на прославление советской индустриализации, начавшейся в мае 1929 года. Правда, всего через два года Шпиковского и фильм ругали, но это уже история про борьбу с формализмом и прочими «ошибками». Кстати, открывшаяся в 1928 году Киевская кинофабрика, на которой был снят фильм, считалась «украинским Голливудом», была начинена самой современной техникой.
Во время немецкой оккупации кинотеатр назывался по-иностранному красиво, «Глория». И фильмы там тоже шли иностранные, в которых не было места пролетариату. Например, газета «Нове українське слово» 15 января 1942 года сообщала в киноафише, что в «Глории» и в «Орионе» (Малая Владимирская, 79) идет фильм «Не буду зізнаватися» (нем. Ich verweigere die Aussage), главные роли в котором исполняют Ольга Чехова, Ханне Мертенс, Альбрехт Шенгальс и Густав Дизль.
После освобождения Киева в 1943 году (опять-таки к празднику революции) полуразрушенный, обокраденный кинотеатр был отремонтирован и получил окончательное название «Жовтень». Потом он несколько раз обновлялся, расширялся и, кстати, вернул конструктивистские черты, которые были ликвидированы в сталинское время.
В 2014 году «Жовтень» был подожжен во время сеанса радикально настроенным молодым человеком – бывает, что под маской патриотизма скрывается варварство. Огонь быстро распространился, и большое счастье, что обошлось без человеческих жертв. После реконструкции, сопровождавшейся широкой общественной кампанией, заслуженный киевский кинотеатр вновь заработал, и сегодня, под руководством Людмилы Горделадзе, является настоящим культурным центром Подола. А старожилы вспоминают о том, каким он был:
«Жила на Подоле, и ребенком мне он казался просто огромным, но по мере подрастания – просто большим, но очень любимым местом, в котором на просмотр фильмов собирались многие школьники; и спасибо тем, кто смог отстоять и восстановить кинотеатр с такой историей».
«З Днем народження, любий “Жовтень”! Для трьох поколінь нашої родини – це як рідний дім, бо жили ми всі поряд. І багато учнів моєї 17-ї школи прогулювали там уроки. А після сеансів на виході стояв завуч, або класний керівник, і “зустрічав”. Довгих літ кінотеатру та його керівнику!»
«Какие трофейные фильмы я там смотрел: «Остров страданий», «Королевские пираты», «Три мушкетера» с Эрролом Флинном, «Железная маска», «Тигр Акбар», «Петер», «Индийская гробница», «Багдадский вор» и др. Для 7-летнего пацана это было впечатляющее зрелище, запомнилось навсегда!»
«Наш улюблений кінотеатр. З ним пов’язані дитячи кіносеанси з батьками, коли ходили пішки з Андріївського узвозу. Потім “пасування” шкільних уроків у кіно та перші вечірні сеанси на задніх рядах з дівчиною, першою та єдиною коханою в житті. А ту страшну пожежу у 2014-му дивились з балкону друзів, поруч, і сумували за старим другом. Потім наші почуття радості за кінотеатр відродились разом з ним. Все це наш “Жовтень”».
Текст: Марина Полякова
Изображения из открытых источников