Короткая история усталого моста
Шулявский мост (путепровод) был спроектирован в 1960-м, сдан в 1964-м. В середине 80-х была первая реконструкция, а с 90-х начались проблемы. Под мостом обустроился самый масштабный в городе рынок секонд-хенда (в народе он неполиткорректно назывался «негры»), от рынка за версту несло криминалом и разборками, и через какое-то время рынок предсказуемо начал гореть. Первый пожар был в 2005-м, потом пожары сделались регулярными. Горели опоры моста, и он на треть потерял «несущую способность». Первый проект реконструкции подписали при мэре Черновецком, потом проект менялся и дорабатывался. Реконструкция все не начиналась.
Шли, как говорится, годы. В 2013-м мост признали «ограниченно пригодным», в 2015-м – аварийным. 27 февраля 2017-го частично обвалилась пешеходная часть, – к счастью, ночью, и никто не пострадал.
Параллельно с криминальной историей разрушения происходила позитивная история живой городской жизни, – именно на этом мосту и под ним. Собственно это и был стрит-арт во всех его проявлениях. Сначала народ начал стихийно «лечить» усталый мост. Разные люди в костюмах Гарри Поттера и рождественского оленя приклеивали к мосту цветные заплатки из скотча и произносили над ним магические заклинания. Однажды на мост сверху повесили трогательный плакат с нарисованными листьями подорожника: «Мостик, не болей». А еще мост сделался едва ли не самой эффектной в городе площадкой для уличных художников. Здесь рисовали Interesni Kazki, но не только. Однако замечательное «Равновесие» (Equilibrium) – это именно они, Interesni Kazki. Вообще, мост стал наглядной иллюстрацией «временности» этого всего.
Ars longa, vita brevis, – это не про стрит-арт. Жизнь моста закончилась вместе с его «артом».
Фото: Ю.Кузнецов (“Сегодня”)
Мост начали демонтировать в марте, в конце апреля все было кончено. Разборка происходила в прямом эфире при помощи голландского мегадомкрата, весь процесс можно увидеть на www.yutube.com. Новая развязка, которая планируется на этом месте, будет «неполным четырехлистником» (т.н. «клевер») с тремя съездами — вместо четырех. Общая сметная стоимость строительства по состоянию на июнь 2018 года составила 830 млн грн ($31 млн).
Победителем тендера на проведение реконструкции стала компания «Северо-Украинский Строительный Альянс», которая принадлежит помощнику народного депутата Максиму Микитасю. На днях стало известно, что ей грозит банкротство из-за штрафов Антимонопольного комитета (речь о сговоре на тендерах с другой компанией — «Спецстрой-Плюс». Обе они входят в корпорацию «Укрбуд»). Реконструкция многострадального моста под угрозой срыва (а обещали закончить к концу года!)
Такая вот получилась печальная, но интересная история одного неблагополучного моста.