Вчерашний День Киева был не самым многолюдным и не самым праздничным. Карантин (рас)слабился, зато дождь усилился, и Андреевский спуск был непривычно пуст.
Но у нас есть повод вспомнить, как это начиналось.
Первый день города был приурочен к условной годовщине: 1500-летие Киева было назначено вполне произвольно, и тогдашний градоначальник Валентин Згурский считал это своей заслугой, причем, похоже, исходная дата была гораздо более амбициозной. Згурскому очень хотелось думать, что Киеву 2700 (таков возраст археологических артефактов), т.е. что Киев старше Рима. Но тут вмешался коварный московский градоначальник.
Валя, соглашайся на 1500 лет, иначе сделают еще моложе
Валентин Згурский: К 1980 году я успел побывать на празднованиях Дней города нескольких столиц – Еревана, Берлина, Киото (древней столицы Японии), Праги. А у Киева не было своего юбилейного праздника. Мы были на большом подъеме после Олимпиады-80 в Москве. В Киеве созревала мысль о том, чтобы такое подобное устроить и у нас. Тогда же мы получили документы от историков, подтверждающие, что Киеву, Киевской Руси – 2700 лет. Я очень заинтересовался этим вопросом. … Москва была против празднования Киевом такой ошеломляющей даты. Нам, киевлянам, необходимо было доказать московским историкам, что Киеву действительно не менее двух с половиной тысяч лет от основания. Археологические раскопки древних поселений свидетельствовали, что люди жили здесь более трех тысяч лет назад. Но это в расчет нашими оппонентами не принималось. Они требовали весомых аргументов, подтверждающих много тысячелетий истории Киева именно как города. Не поселения!
Против празднования Киевом такого головокружительного юбилея больше всего возражал очень влиятельный на то время в СССР политик Виктор Гришин. Он был членом Политбюро ЦК КПСС и первым секретарем Московского горкома КПСС, или, говоря по-современному, мэром столицы СССР. У нас с ним было очень серьезное разногласие. Гришин сказал: «Пока не отметит свой юбилей Москва, не будет юбилея Киева и никакого другого города». Москве в 1980 году было 833 года, то есть до ближайшего юбилея оставалось 17 (!) лет.
Но потом под нашим натиском Гришин сдался, но предложил оформить 2700-летие Киева через международную историко-культурную организацию ЮНЕСКО. Мы обратились в ЮНЕСКО, потому что, как действительно оказалось, только там официально узаконивают дату основания – но не городов, а стран.
Валентин Згурский и Индира Ганди на Крещатике
Занимались этим ответственный секретарь Комиссии УССР по делам ЮНЕСКО Анатолий Зленко, академик Борис Патон и я. В ЮНЕСКО, конечно, не спешили нас «состарить». На пленарном заседании Совета ЮНЕСКО состоялись бурные дискуссии. Я много выступал и доказывал. Так же горячо выступали Зленко и Патон. Мы приводили показания наших историков и археологов.
Но в ответ представители Киева слышали:
– Стойбище гуннов или хазаров на несколько месяцев, возможно, и было на киевских холмах, но где же на киевских холмах постоянное городское поселение на протяжении 2700 лет, как это было, например, в Риме? В I веке до нашей эры было вычислено несколько дат основания Рима, наиболее известная из которых – 21 апреля 753 года до н. э. Так что, Киев только на тридцать лет моложе Рима?
Ученые ЮНЕСКО все время нас омолаживали. В какой-то момент Патон мне говорит:
– Валя, соглашайся на 1500 лет, иначе сделают еще моложе.
И я согласился.
На согласование деталей с московским партийным начальством ушло еще два года. А в 1982-м в игру вступил тогдашний первый секретарь Подольского райкома партии Иван Салий. Идея праздника на Андреевском, в каком-то смысле, его заслуга.
Я сказал начальству, что художник рисовал жену
Иван Салий: В 1982 году главные события происходили на Андреевском спуске. Это сейчас стали привычными художники и музыканты на улице, а тогда все было впервые. К счастью, интеллигенция, получившая независимость, никаких экстраординарных «сюрпризов» нам не приготовила. Хотя, когда я шел на выставку, волновался. И точно – пара сюжетов с «не совсем одетыми девушками» там были. Я сказал начальству, что художник рисовал жену.
История создания музея Булгакова тоже связана с громким празднованием 1500-летия.
Иван Салий: Приехал к нам пресс-атташе Италии из Москвы и попросил показать музей Булгакова. А мы даже не знаем, кто это такой. В райкоме была своя библиотека. Ни одного произведения Булгакова в ней не было, и ни один сотрудник не знал, кто такой Булгаков. Знала только библиотекарь. Она мне принесла его портрет и книгу… После этого нашли дом, где жила семья Булгакова. Людей отселили, дали им квартиры. В первый год с балкона читали Булгакова, роман «Мастер и Маргарита» которого тогда лишь единожды с большими купюрами был опубликован в журнале. А сам музей Булгакова открыли позже.