Истории трамвая
Мы уже писали тут и про историю киевского трамвая как такового и про самый длинный киевский трамвайный маршрут – тот, что на Пущу-Водицу. На этот раз – про главный подольский маршрут – которого больше нет, но отчасти благодаря которому в принципе появился современный киевский трамвай. Иными словами, электрический трамвай пришел на смену паровому. – Это все Александровский (ныне – Владимирский) спуск, тот, что соединял городской верх и низ, Печерск и Подол, – такой крутой, что подъем паровых вагонов здесь был слишком сложен. И именно поэтому решено было пустить тут электрический трамвай. И тогда появился он, – это было в мае 1892-го: 19 мая был запущен «пробный», и месяц спустя движение стало регулярным.
«Правление Киевской городской железной дороги имеет честь довести до сведения публики, что с 1 июня открывается движение пассажирских вагонов по электрическому участку от Царской площади на Крещатике до Александровской площади на Подоле. Первый электрический вагон отходит со ст. Александровская площадь в 7 час. 30 мин. утра, с Царской площади в 7 час. 45 мин. утра; последний электрический вагон отходит со ст. Александровская площадь в 9 час. 40 мин. вечера, с Царской площади в 9 час. 50 мин. вечера. Движение вагонов в обе стороны через каждые 16 минут».
Мирон Петровский однажды заметил, что трамвай, отрезавший голову Берлиозу, попал в московский роман из Киева[1]. Действительно, в начале ХХ века было несколько киевских дьяволиад с трамваями: последняя «новость науки и техники» очень быстро становилась литературным символом, и об этой стремительной символизации есть отдельная и совершенно замечательная статья Романа Тименчика[2].
В рассказе Куприна «Каждое желание» (1917) дьявол наделяет героя чудесным даром — исполнять каждое его желание, и вот герой видит женщину с ребенком и невольно думает: сейчас она попадет под трамвай. Это и происходит. И был еще такой «трамвайный эпизод» в «Записках курносого Мефистофеля» Владимира Винниченко. И все же трамвай и все его смертоносные коннотации следует отнести к общемодернистской топике: можно вспомнить еще с десяток смертоносных трамваев без всякой связи с киевскими.
Впрочем, трамвай, похоже, в самом деле, был поначалу излишне травматичен, особенно для собак. Потом они привыкли. Но герои «трамвайных» стихов легендарного киевского поэта Леонида Киселева – именно собаки:
Подол — плохое место для собак:
Плевать трамваям на собачьи лапы.
У них дорога, пассажиры, график,
Они неотвратимы, как судьба.
Дождливые подольские дворы,
Изысканные завтраки помоек…
И, кажется, от моря и до моря:
Дожди, дворы, помойки и пиры…
[1] Петровский М. Писатели из Киева: Куприн и Булгаков // Петровский М. Городу и миру. Киевские очерки. К., 1990. С. 229–233.
[2] Тименчик Р.Д. К символике трамвая в русской поэзии // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. – Тарту, 1987. – С. 135–143.