Никакого между, рифмы, симметрии могло бы уже не быть, на месте одной из площадей мог вырасти величественный правительственный центр. О Софийской и Михайловской площадях рассказывает архитектор-реставратор Юрий Лосицкий.
Это не самые древние киевские площади. Самая старая часть города – это город Игоря, его вал нашли при раскопках Десятинной церкви. Владимир построил Десятинную церковь и расширил город, который стал занимать большие границы. Ворота и вал его были там, где сейчас угол Большой Житомирской и Владимирской, план ворот выложен на дороге красным гранитом. Ярослав Мудрый значительно расширил город, построил Золотые ворота и Софийский собор. Все эти части города были обнесены стеной, земляными рвами, в «павильоне над остатками» Золотых ворот научно верно показано, как это было устроено: деревянная земляная стена и вшитые в нее ворота. Потом был город Изяслава Святополка, в котором был сначала Дмитриевский, потом Петропавловский, а потом Михайловский соборы.
На фото фрагмент плана города 1803 года с нанесенной линией между осями, колокольнями соборов.
Дмитриевский и Петропавловский соборы не уцелели, возле Софии были Георгиевская и Ирининская церкви, они тоже не дожили до наших дней (но в топонимике остались названия улиц).
Это лучше смотреть на плане 1803 года. Что мы на нем видим? Вокруг Софийского собора есть все сохранившиеся до сих пор сооружения: собор, митрополичий дом, недостроенная еще четвертым ярусом традиционная трехъярусная колокольня, теплая трапезная, – словом, все сооружения монастырского комплекса.
Михайловский собор, теперь это трудно представить, был закрыт валом. Отдельная горка, со всех сторон которой – вал.
Между Софийским собором и Михайловским в общем-то никакой улицы на этом плане нет, оси нет, только визуально, одна колокольня напротив второй.
Дальше, в 1830-х годах, в связи со строительством Новой Печерской крепости этот вал срывают, освобождается большая территория для застройки. Это можно прочесть в названиях улиц – Прорезная (от того, что она прорезана в валу) и улица Ярославов Вал – Подвальная (под-вальная), то есть улица вдоль вала, Wall Street, прямой аналог названия улицы под валом в Новом Амстердаме, теперь это Нью-Йорк.
Если подходить к Михайловскому собору со стороны Трехсвятительского переулка, мы видим дом, с одной стороны три этажа, а с другой – шесть. Почему? Потому что он построен на валу. Этот рельеф долго формировался, улица не сразу сошла вниз на Крещатик, потому что было очень уж круто.
В 1840–1850 годы, после того как валы срыли, происходит освоение дальнего пространства за валами, улиц Терещенковской, Богдана Хмельницкого… Это все делалось позже.
На высочайше утвержденном плане части города Киева 1861 года мы видим границы кварталов, и видим, что между Софийской и Михайловской колокольнями оставлен широченный проезд (как Елисейские поля в Париже). Если провести ось, по ней треугольником идут Присутственные места. Часть проезда оставлена парком (за ним был вал), часть – улицей. В начале прошлого века Иван Петрович Кавалеридзе собирался делать героическую аллею, начинаться она должна была со Святослава (церковь не допустила), памятник Ярославу Мудрому поставили не там, где он должен быть, а памятник княгине Ольге воссоздан точно на своих фундаментах. Так не сложилось с аллеей «исторического пути», но намерения такие были.
На этом фото (и фотографии выше) – фрагменты плана Киева 1861 года.
От Софии вторая ось идет на Андреевскую церковь, раньше там была еще и Десятинная. Основная ось ведет на Михайловский собор. Ось – это градостроительное пространство, оно не появлялось каким-то случайным образом, а было сознательно сформировано, исходит из доминант, которые сложились историческим путем.
На площади, которая была определена красными линиями кварталов, в 1888 году, после долгих конкурсов и дискуссий, открыли наконец памятник Богдану Хмельницкому. На площади у Михайловского собора в 1913 году открыли памятник княгине Ольге, Андрею Первозванному, Кирилу и Мефодию.
Присутственные места надстроили, их венчала красивая пожарная каланча, которая давала возможность видеть довольно далеко начинающиеся пожары.
Так сложились эти площади, таким образом составился этот градостроительный каркас, вся его ширина, от присутственных мест к дворам и задам улиц, ведущих к Майдану. То, что она провалена по середине, видно невооруженным глазом.
В 1855 году колокольню Софийского собора архитектор Павел Спарро надстроил на один ярус. Поскольку дома становились все выше, доминанта колокольни стала «проседать» в окружающей застройке. Для того, чтобы доминанта ею и осталась, было принято решение колокольню «поднять». Спарро сделал это замечательно, если не знать о надстройке из истории, можно этого не заметить.
Михайловскую колокольню тоже хотели надстроить, посмотрели, и не решились, она была в ветхом состоянии. Так эти площади дожили до Великой октябрьской социалистической революции, или переворота, если хотите.
А потом все пошло своим чередом, колокольню Михайловского и сам собор сломали. Софийский не сломали из-за вмешательства французов.
На фото фрагмент плана 1925 года.
Дальше менялись какие-то элементы благоустройства, присутственные места достроили на этаж, они стали замкнутыми, меняли мощение, но после воссоздания Михайловского комплекса и памятника княгине Ольге, и решеточке вокруг памятника Хмельницкому все, в общем, осталось так, как было. Площади были сформированы меньше чем за полвека.