В издательстве «Лаурус» вышел новый роман Алексея Никитина «От лица огня». Его уже можно купить и прочесть, а официальная презентация состоится 25 июня на Книжном Арсенале.
Этот роман не предназначен для развлечения. Впрочем, вся военная проза – а после Второй мировой войны была создана большая традиция и сформированы каноны, – развлечения не предполагала. У нее были другие задачи: сохранение в определенной редакции памяти о войне и воспитание патриотизма в советских гражданах. Многие романы, рассказы, стихи составили действительно золотой фонд.
Однако тридцать лет назад оказалось, что отравленную тотальной советской ложью историю нужно переписывать, а для разговора об Украине XX века и великой войне, которая даже название получила новое, необходимо легитимизировать новые ракурсы и новые документы. Этот разговор только начинается, еще нет для него слов, эмоции и национальные споры не дают возможности смотреть трезво на исторический материал. Кровавые земли по-прежнему шевелятся, дышат, и голоса неупокоенных звучат из-под тонкого слоя почвы.
Роман «От лица огня» по форме приближается к классическим образцам: хронология стройная, характеры выпуклы, слова просты и доходчивы. Современность его маркирует авторский голос, который прорывается сквозь голоса персонажей, расставляя значимые точки там, где в той нашей прежней большой традиции были умолчания, сегодня невозможные: раскулачивание села, голод, террор 1930-х, катастрофа первых месяцев войны на фронте, окончательное решение еврейского вопроса нацистами, неприкаянность эвакуированных, украинское национальное движение, лелеявшее такие надежды на государственность…
Главный герой романа, молодой киевский боксер Илья Гольдинов – реальный человек. Родился он в 1919 году, в течение четырех предвоенных лет не раз побеждал на украинских чемпионатах по боксу, в 1940 году стал серебряным призером чемпионата СССР в тяжелом весе (довоенный спортивный Киев занимает значительное место в романе). Его профессиональную карьеру и семейную жизнь разрушила война. Партизанский отряд, соединение с регулярной армией, ранение, плен, побег и получение разведывательного задания в Киеве в качестве агента «Малышки» – об этом Алексей Никитин узнал из дела Гольдинова, с которого в 2011 году был снят гриф секретности. Агент «Малышка» ушел в Киев… Его имя есть среди расстрелянных в Бабьем Яру, но ясности это не прибавляет, как и формуляр Ильи в Центральной базе данных имен жертв Шоа, созданной Яд Вашем. Возможно, когда-нибудь тайна Ильи Гольдинова будет раскрыта – стала же явной казалось бы навсегда забытая его жизнь, – но пока Алексей Никитин предлагает свою версию произошедшего. Одна ее часть документальна, другая создана писателем. Миссию розыска сведений об Илье автор возложил на Феликсу, жену Гольдинова, вернувшуюся из эвакуации в разоренный Киев.
Этот роман безжалостен. Он не позволяет читателю отвернуться от страшного, не развешивает фиговые листья красивостей, в нем нет так любимого современной украинской литературой «магического реализма» (ну, за исключением сказки о том, как память о любимых мертвых крадет душу), есть просто реализм. Реальность нашей истории: брошенная техника на обочинах степных дорог, окруженные немцами армии, бесчисленные тысячи тел, вчера еще имевших имена, концлагеря, черные печные трубы на месте сел, забитые беженцами вокзалы… И очищенный от евреев Киев, куда пришел с заданием еврейский мальчишка, – наверное, это была очень плохая идея.
…Когда Илья несет в рюкзаке, спасая от немцев, крошечного старого реба Нахума, тот рассуждает о том, почему для еврейского народа так важно постоянное всматривание в свою историю, соотнесение настоящего с тысячелетним прошлым. В этот момент реб, висящий на крепких плечах боксера и глядящий на убегающую проселочную дорогу, буквально становится тем Ангелом истории, которого представлял Вальтер Беньямин, – спиной вперед он уносится в будущее, вглядываясь в прошлое, где нагромождены обломки катастроф. Если мы не сможем пристально и беспристрастно смотреть в прошлое, собирая эти обломки, осколки и клочья в цельную картину, наше будущее не состоится.
Текст: Марина Полякова
Изображения из открытых источников